Почему у нас так негативно относятся к богатым людям? Потому что они редко когда являются меценатами. Мало того, что многие из них приобрели начальный капитал в смутные годы перестройки и приватизации, так они еще при это кичатся своим богатством и не считают себя должными стране, народу.

Конечно никто уже не будет разбираться как образовались те или иные миллиарды, но понятно же, что это излишне для нескольких жизней. Ну потрать ты что нибудь для других. Детский садик построй, школу. Музей возьми на содержание. Детский спортивный клуб подними в глубинке, где детям заняться то нечем. Оплати учебу талантливым или медицину нуждающимся — от богатого то не убудет, а отношение уже у других будет позитивное. Нет разве?

Так как вообще появились меценаты …

Видите ли, первого из известных истории меценатов звали… Меценат. Таково было его имя — Гай Цильний Меценат (Gaius Cilnius Maecenas). Может, у искусства были и другие покровители, но именно он прославился на этом поприще настолько, что это имя впоследствии стало нарицательным.

Родился Меценат между 74-64 гг. до н.э. в богатой аристократической семье из привилегированного сословия всадников. Гордился своими этрусскими корнями (его род происходил из знати Арретия — нынешнего Ареццо, города в Центральной Италии, кстати, являющегося родиной Петрарки). Собственно, и имя Цильний он получил по матери, поскольку у этрусков так было принято.

Убежденный монархист, Гай Цильний рано вошел в ближайшее окружение Октавиана — будущего императора Августа. Полагая его наиболее близким к идеальному образу правителя, помогал вошествию на престол, всячески поддерживал, проявляя талант и энергию, помогал решать проблемы: мирил с Антонием, например, успокаивал народные волнения, препятствовал заговорам. Когда Август покидал Рим, то оставлял вместо себя Мецената (или одного, или в паре с Агриппой).

Впервые на исторической сцене Меценат появляется в 42 году до н.э., учавствуя в битве при Филиппах. А через 2 года помогает Октавиану устроить его брак со Скрибонией. Проведя успешные переговоры с Антонием, который на короткий период времени покинул свою Клеопатру и вознамерился выступить с войском против Октавиана, Меценат убедил его и Октавиана помириться, поход был отменен. Союзники в борьбе за римский трон непрерывно ссорились, и в самые напряженные моменты Меценат вновь и вновь оказывал неоценимые услуги Октавиану.Меценату дважды приходилось успокаивать народное восстание в Риме, после битвы при Акциуме он разрушил замыслы молодого Лепиды. Со временем, когда Августу Октавиану случалось отъехать по делам в провинцию, Меценат замещал его в Риме, фактически, в качестве вице-правителя.

Дж. Батиста Тьеполо. Меценат представляет императору Августу свободные Искусства. Собрание Эрмитажа

Фактически занимая позицию второго человека в государстве, будучи советником и поверенным императора, он никогда на имел никакой государственной должности. При этом не заискивал перед монархом и не скрывал свои взгляды, хоть бы они и отличались или вовсе противоречили намерениям последнего. В это трудно поверить, но дело было… в дружбе, которая оказалась настолько сильной и крепкой, что даже давала возможность Гаю Цильнию, не церемонясь, гасить вспышки августейшего гнева, к которым правитель был склонен.

Сохранилось, например, любопытное историческое свидетельство о том, как Меценат не дал Августу подписать смертные приговоры. Он остановил его словами: «Surge tandem, carnifex!» (Да полно же тебе, мясник!). И даже после того, как по-родственному предупредил брата своей жены — участника заговора против власти, что тайный умысел раскрыт, Гай Цильний Меценат не лишился дружбы императора, хоть и был отстранен от участия в государственных делах.

У него был роскошный дворец на Эсквилинском холме, окруженный не менее роскошными садами. При раскопках там найдено немало художественных ценностей, на улице Мерулана и по сию пору стоит «зал Мецената». Там он предавался удовольствиям, не скрывая своих эпикурейских пристрастий к наслаждениям: этот человек везде и во всем был искренен.

Когда Октавиан одолел Антония, стал единовластным правителем государства и принял имя Августа, Меценат уходит от политики. Он живет в Риме, в роскошном доме с огромным парком, держит толпу челяди, бравирует изнеженностью и причудами, а в ответ на насмешки пишет книжку «Так я живу». Как и все другие его сочинения, она не сохранилась; а писал он и о резных камнях, и о водяных растениях и животных, и стихи, и диалоги обо всем на свете. Стиль его был вычурен и возбуждал насмешки. Но это не помешало ему перезнакомиться со всеми молодыми поэтами и писателями и стать их другом и покровителем.

Главными фигурами в этом «кружке Мецената» были трое. Один — Варий Руф, эпик свои сборники стихов — и «Оды», и «Эподы», и «Сатиры», и «Послания». Меценату очень хотелось, чтобы кто-нибудь из его поэтов написал о победах Августа, он предлагал это и Вергилию, и молодому Проперцию, — но Вергилий вместо этого написал «Энеиду», а Проперций — только любовные элегии. И умный Меценат не настаивал. Мы знаем имена и десятка других литераторов, которых можно посчитать членами его кружка, но они нам мало что говорят. Отношения, связывавшие Мецената с ними, в Риме назывались «дружбой», и часто — как с Горацием — это была дружба без всяких кавычек. Но потомки уверенно видели в этой «дружбе» прежде всего покровительство и вещественную помощь. Уже сто лет спустя поэт Марциал, иронически объясняя начинающийся литературный упадок, обмолвился броской строчкой:

Будь Меценаты у нас — и Вергилии сразу нашлись бы!

(Кажется, здесь в первый раз имя Мецената «становится нарицательным»).

Расцвет «кружка» продолжался лет пятнадцать, потом звезда Мецената закатилась. Оказалось, что жена его — любовница Августа, а брат ее — заговорщик против Августа; отношения с императором стали остывать. Вергилий умер, Горация Август переманивал на собственную службу; тот уклонялся, но Меценат нервничал, и Горацию приходилось писать ему в стихах: «Если твои подарки сковывают мою свободу — возьми их назад!». Здоровье становилось все хуже: лихорадки, нервное расстройство, бессонницы, длившиеся годами, — он задремывал лишь под плеск фонтанов в саду. Эпикурейское «не бойся смерти» не давалось ему: полвека спустя суровый Сенека пенял ему за немужественный стих:

Только бы жить! Хоть на остром колу, все жизнь драгоценна!

Федор Бронников

А как Гай Цильний Меценат заботился о своих подопечных! Он их всячески поддерживал и защищал. Вергилию оказал помощь в тяжбе с одним центурионом, хлопотал о возвращении отнятого имения. Горацию подарил свое поместье… Кстати, о Вергилии. Он 10 лет писал свою «Энеиду», не показывая ни строчки даже по настоятельной просьбе Августа, и всё это время находился на государственном обеспечении. Без участия Мецената подобное было бы невозможно.

Надо сказать, литераторы, которых он собрал вокруг себя, оказались благодарными (что еще раз подтверждает характеристику атмосферы этого кружка), видимо, дух благородства, который отличал их благодетеля, был присущ и им самим. И Вергилий, и Гораций (и не только они) воспели Мецената в своих произведениях. А тот и сам сочинял (правда, был раскритикован в более поздние времена), но, увлеченный заботой о талантах Рима, не обеспечил сохранность собственных трудов, из коих сохранились лишь фрагменты.

Умер Гай Цильний Меценат ровно две тысячи лет назад, в восьмом году до н.э. Кончине предшествовала тяжелая болезнь. Его завещание предусматривало передачу всего имущества (а это было очень богатое состояние) Августу и содержало последнюю волю умершего: чтобы император взял на себя заботу о Горации (впрочем, Горацию на ту пору тоже оставалось жить всего два месяца).

А имя его живет и поныне, обозначая то, чем более всего прославился Меценат в жизни: покровительством талантам.

источникиhttp://shkolazhizni.ru/archive/0/n-16677/ © Shkolazhizni.ru
http://www.maecenas.ru/docs/2002_1_4.htm
http://www.inshe.org/rome.html