Последние комментарии

  • oldman15 августа, 19:20
    Превращение в скотов.Тем временем, в культурной Европе...
  • Селафаил13 августа, 10:56
    Они давно гадили......Посмотрите сколько поляков в  наполеоновской армии было.....В Польше объяснили отказ пригласить Путина на годовщину Второй мировой
  • анатолий киселёв11 августа, 18:32
    да и это существо от звонка до звонка сидеть не будет.больше никто не сядет,никого он не сдаст.шибко жить хочется."Троица следующих": Эксперт назвал, за кем потянется рука правосудия после Абызова

Чубась - нечистая сила



Чубась — (чубысь, бесенок рыжий ) в — низшей мифологии великороссов и латгальцев маленький зловредный домовой дух. Чубась представляли в образе пузатой рыжей крысы «с лицом вроде человеческого». Он вселяется в дома по воле злых колдунов, тушит огонь в очаге, требуя выкуп зерном («все в амбарах поберет, из сусеков заметет») и животными («что мычит и блеет, квохчет и лает, корову и собаку — гони в буераки, курку и козлищу — ко мне в логовище»), но не потому, что хочет есть, а затем, чтобы заставить людей голодать.

«Hе ест он ни жита, ни мяса, не пьет ни пива, ни кваса, а питается людской бедою». Чубась сначала поселяется в одной избе, но если его не выжить, может «цельную волость запустошить».

Известен цикл сказок о победе странствующего героя над Чубасём; Герой (кузнец, солдат или «человек прохожий» без указания рода занятий) попадает в дом (в село), где бесчинствует Чубась: «Пошто, добры люди, в холодной избе в потемках сидите, сухую корку едите?» — Чубаська огонь украл". Герой решает сразиться с демоном и в полночь зажигает свечу. Появляется разъяренный Чубась и требует выкуп, угрожая потушить огонь. «Спробуй,- говорит герой,- небось, и в наперсток ховаться не умеешь». Чубась залезает в наперсток, герой залепляет его свечой, «у Hиколина образа горевшей», а затем плющит молотом и бросает в болото (кузнец) или заряжает в ружье и выстреливает «в белый свет» (солдат). (Кикиморы — проклятые родителями дети, Чубась — "… ин выкидыш")".

«Мифологический словарь» под ред. Д.С. Лихачева, Б.А. Рыбакова.



via

Популярное

))}
Loading...
наверх