original-9395913

В конце минувшей недели на сайте министерства образования и науки РФ опубликовали рейтинг лучшей сотни вузов мира, который ранее представили в британском издании Times Higher Education (THE). Минобрнауки находит рейтинговую ситуацию весьма позитивной, ибо британский журнал настолько расщедрился, что в TOP-100 мирового университетского рейтинга внёс АЖ 4 российских университета! Аттракцион невиданной щедрости британских «учёных» вылился в следующие результаты для российских высших учебных заведений:

Московский государственный университет (МГУ) им.М.В.Ломоносова – 43 место в категории «Информатика»; тот же МГУ – 66 место в категории «Искусство и гуманитарные науки»; Московский физико-технический институт – 78 место в категории «Физические науки»; Университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), Санкт-Петербург – 56 место в категории «Информатика»; Высшая школа экономики (ВШЭ) – 83 место в категории «Экономика и бизнес».

В глобальном же рейтинге (более 900 позиций) есть и другие российские вузы. Например МИСиС на «почётном» 800 каком-то месте… Чуть ниже Кенийского университета и слегка выше католического университета Параны (Бразилия). Ого-го!..Выдающиеся результаты, ничего не скажешь… Причём «выдающиеся» они главным образом тем, что их огласили наши западные «партнёры», продемонстрировав истинный гуманизм к «дикой», как несколько лет назад о России отозвался тогдашний посол США Майкл Макфол, стране…Публикация британского рейтинга вузов определённым образом напомнила публикацию результатов Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро немецким изданием «Bild». Немцы строчку с упоминанием медального зачёта российской сборной просто пропустили. Тут же всё гораздо «честнее» — России место указали… с 43 по 83… Мол, высшее образование в России вроде как есть, но в сравнении с западным оно не котируется вообще. Сами, мол, должны осознавать – качественному образованию по определению не может найтись места в стране, власти которой поддерживают тирана Асада и не поддерживают светочей демократии из «ан-Нусры», ещё и запрещая её деятельность…Все первые места и в этом случае исключительно у английских и американских представителей: 20 из 21! Каким-то чудом в это число затесался Швейцарский федеральный технологический институт (Цюрих). Он на девятом месте.А так выглядит первая пятёрка «лучших из лучших»:Оксфордский университет (Британия) – ну, рейтинг же британцами составлялся…Калифорнийский технологический институт (США) – реверанс от британских специалистов по рейтингам, дабы не обидеть американских исключительных друзей.Стэнфордский университет (США);Университет Кембриджа (Британия);Массачусетский технологический институт (США).Как видно, всё предельно честно… Никакие иные вузы мира, кроме американских и британских, конечно же, не могут оказаться в первой пятёрке этого рейтинга. Почему? Может быть, потому что все остальные вузы действительно предоставляют услуги с несколько худшим качеством? Да нет же. Просто рейтинг британский, вот и весь ответ.На этот рейтинг с его «высоким» 43-м местом для МГУ можно было бы наплевать, но в министерстве образования и науки почему-то воспринимают результаты всерьёз. Воспринимают эти «результаты» чуть ли не как настоящий российский образовательный прорыв и представители тех университетов РФ, которые «облагодетельствовал» THE, внеся их в свою сотню.

Комментарий от ректора МФТИ Николая Кудрявцева:

Мы действительно много работали над улучшением качества образования, приведением его к международным стандартам, над уровнем нашей исследовательской репутации, над внедрением в вузе инновационной экосистемы – и это дало плоды. Попадание в сотню Times – один из показателей исполнения Физтехом майских указов Президента, и мы гордимся тем, что можем своим примером демонстрировать: Проект «5–100» действительно работает. Однако мы не останавливаемся на достигнутом – впереди у нас рост в рейтингах компьютерных и инженерных наук, в общих рейтингах, реструктуризация университета, внедрение новых программ и другие амбициозные цели, которые мы ставим перед собой до 2020 года. Как известно, физтехи не признают ничего, кроме первого места.

Николай Николаевич, о чём вы говорите. Как вообще качество чего-либо (и образования в том числе) может стыковаться с западными оценками? В Физтехе в своё время работали 8 (!) лауреатов Нобелевской премии: Алексей Абрикосов, Виталий Гинзбург, Пётр Капица, Лев Ландау, Александр Прохоров, Андрей Сахаров, Николай Семёнов, Игорь Тамм. Кроме того, в МФТИ трудились и другие выдающиеся учёные: Сергей Вавилов, Игорь Курчатов, Борис Патон, Олег Белоцерковский, Борис Черток, Анатолий Логунов. Все эти люди – настоящая научная элита не только СССР (России), но и всего мира. И МФТИ, как других советских вузов, тогда вообще не было в западных рейтингах. И, есть мнение, перечисленным выдающимся представителям мира науки было глубоко наплевать, почему какие-то британские бумагомаратели не вносили в своё время Физтех (и другие ведущие вузы страны) в свои рейтинги. Они просто работали – честно, добросовестно. Они создали многое из того, что делает нашу страну технологической державой, несмотря ни на какие бредорейтинги.Что сейчас заставляет так пристально следить за теми, кто считает себя исключительными и лепит свою «исключительность» на первые места? Или мы в таком случае действительно должны верить первому месту сборной США на Олимпиаде – после выпавшей из рук эстафетной палочки, после десятков «справок от врача» для поедавших допинг «лошадиными» дозами американских спортсменов? Ведь если мы признаём, что тот же Физтех на 78 месте в «мировом» рейтинге, значит, и иные западные «чудо»-рейтинги признавать тоже как бы нужно… Например, недефолтный кредитный рейтинг украинской экономики, которая сидит на кредитах и отказывается от их обслуживания… Или то, что качественные показали Каролинского института Швеции на полтора десятка позиций выше показателей российского МГУ.Почему с конца 80-х сохраняется какой-то странный пиетет перед западной системой «ценностей», которая уже показала нам наше в ней место – чем слабее Россия, тем для этой системы лучше. Да и вообще, когда мы отойдём от попыток измерять качество образования не лондонскими рейтингами, а реальными результатами?

Алексей Володин

via