То, что вы знаете что-то наизусть, много раз повторяли, и даже учили этому других — еще не означает, что вы понимаете заученное. Возможно, вы выучили это без критического анализа, или с уводящим в сторону комментарием. Диктофон тоже может сколь угодно точно и многократно повторять звуки, но это не значит, что он понимает их.
Давайте проделаем эксперимент. Я опишу ситуацию, вы ее представите, визуализируете, а потом проанализируете.
Утро. Вы стоите у окна, в одном халате, в руке сигарета или стакан сока, приятная усталость во всем теле. На улице светло, белым-бело от снега и тихо. Вы думаете, что неплохо бы прокатиться на машине по окрестности до речки, чтобы зашлифовать секс-марафон с новой подругой, который начался вечером и продлился далеко заполночь. Поворачиваете голову к кровати – на ней, полуприкрытая одеялом, досыпает растрепанная нимфа. Поглядев на трещащий камин, вы решаете ее разбудить и покататься в компании.
Спорим на тысячу рублей, что этот сюжет вы учили наизусть в 3м классе школы, рассказали у доски и получили свои 4 или 5? Если бы я мог поспорить со всей страной, то сделался бы очень обеспеченным человеком.
Как такой сюжет мог попасть в общеобразовательную программу 3го класса? Очень просто – он попал с комментариями.
Зимнее утро Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела - А нынче..... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.
Что-то напоминает, не так ли? Из выбранного наугад школьного сочинения: «В этом произведении автор обращается к духовно близкому человеку, к няне. Природа в этом стихотворении олицетворена и выступает как живое существо…».
Отличный тест, люблю пробовать на знакомых и коллегах. Способен ли человек трезво оценить давно известное и «назвать лопату лопатой»? Понимает ли, что Александр Сергеевич по жизни не был тимуровцем, а «ножку чувствую в руках» — это не про циркуль? Вопрос личного выбора; няня – так няня. Большинство же говорит примерно так: «хм, никогда об этом не задумывался; действительно прикольно». Подозреваю, что многие учителя тоже не задумывались.