Уникальную рукопись, написанную в 1534 году врачом Василия III, отца Ивана Грозного, расшифровала и перевела на современный русский язык сотрудница Государственной Российской библиотеки, кандидат филологических наук Татьяна Александровна ИСАЧЕНКО. Она рассказывает читательницам журнала о том, как лечились в старину на Руси.

original-8420818

— Татьяна Александровна, в наше время люди страдают в основном от болезней сердца, от стрессов и снижения иммунитета. А какие недуги были самыми «актуальными» в ХVI веке?

— В первой медицинской энциклопедии на русском языке большое место отведено болезни главной, то есть головной боли, трясавице — лихорадке, появляющейся при простуде, а также кашлю и очной болезни — заболеваниям глаз. Много внимания уделил придворный лекарь Николай Любчанин, написавший эту книгу, «безсильству и сердечному биению». Так что неполадки с сердцем беспокоили и наших далеких предков. А вот о снижении иммунитета, которое в первую очередь связывают с плохой экологией, вообще никто не помышлял. Да и понятие «иммунитет» появилось через несколько веков. Стрессов в то время, конечно, было меньше, хотя царский врач дает советы о том, как преодолеть черную немощь, меланхолию, уныние, которые, наверно, появлялись не от хорошей жизни.

— И что же было в арсенале медицины того времени, чтобы побороть столь непростые недуги?

— На этот вопрос отчасти отвечает уже само название древней рукописи: «Книга, глаголемая прохладный вертоград, избранная от многих мудрецов, о различных врачевских вещах, ко здравию человеческому пристоящих». Вертоградом в старину называли сад. Помните, у Пушкина: «Вертоград моей сестры, вертоград уединенный…»

Что растет в саду? Ягоды, фрукты, травы. Поэтому лечебник содержит описания лекарственных растений, но также продуктов питания, минералов, советы по сохранению здоровья и гигиене. В его основу легла одна из популярнейших медицинских книг европейского средневековья. К переводу царский лекарь добавил знание трав, произрастающих в России, личный опыт врачевания и свое отношение к жизни — и получилось незаурядное произведение, которое много раз переписывалось, исправлялось, дополнялось и дало начало многим медицинским лечебникам на русском языке. И лишь совсем недавно рукопись увидела свет в современном издании.

— Многие считают, что в старину знания о лекарственных травах были более глубокими и целостными, что многие секреты нами утеряны?

— Отчасти это верно. Например, современные врачи советуют принимать полынную настойку, чтобы улучшить аппетит и активизировать пищеварение. А в «Прохладном вертограде» полыни посвящена целая глава, которую без преувеличения можно назвать поэмой. Николай Любчанин советует принимать полынный сок с медом или сахаром тем, кого «держит трясавица», то есть лихорадка. А чтобы улучшить состав крови, нужно сварить полынь в вине и принимать утром натощак. Полынь годится и для того, чтобы устранить дурной запах изо рта ? необходимо сварить ее в уксусе и использовать для полоскания. Другой рецепт — для больных глаз и век: сок полынный смешать с медом, «чтобы ни густо, ни жидко было, и тем помазуем веки, тогда светлость очам наводит». Если принимать это же лекарство внутрь, то, по мнению Николая Любчанина, оно способствует зачатию.

В старину считали, что полезнее применять для лечения полынный сок, а не отвар или настой травы. Вот аналог современной и столь популярной сегодня «чистки печени»: пить сок полыни «по десяти дней сряду по три золотника (1 золотник — примерно 4,23 г), подсытив (подсластив) сахаром». Это поможет избавиться от нездоровой желтизны кожи и от отеков.

— Древнерусская медицина использовала те же травы, которые считаются целебными и сегодня?

— Не только. Не пренебрегали и обычными огородными растениями. Например, петрушку величали «петросильевой травой» и советовали употреблять ее свежей и сушеной при мочекаменной болезни, расстройствах менструального цикла, для очистки печени и желудка. Толченое семя петрушки прикладывали к «нечистоте телесной», чтобы кожа стала гладкой и красивой. А вот как использовали обычную белокочанную капусту: «капусту истолченную, смешанную с белком яичным, приложить к ожогу, и рана заживет». Лист капусты лекарь советует прикладывать к месту отека, к больным суставам. А смешанный с вином капустный сок — отличное мочегонное.

Есть и рецепт для любителей спиртного, желающих сохранить свою репутацию: «капуста варена с семенем капустным и в питии прията — никакой человек в тот день не напьется пьяным». Такой отвар также «сладостен сон наводит».

original-7059151

— Сегодня все в основном озабочены тем, чтобы снизить калорийность продуктов и не набрать лишнего веса. А что думали об этом в шестнадцатом веке?

— У наших предков этих проблем не было. Полнота считалась достоинством, а не недостатком. Полный — значит, сытый, благополучный, богатый, а худой — синоним слова «бедный, малоимущий». Поэтому те продукты, которые калорийны, питательны, были в особом почете. Николай Любчанин в главе о целебных свойствах сыра замечает, что этот продукт «тукость (тучность) наводит телу человеческому». И хотя лекарь относит это к достоинствам продукта, его мнение вполне согласуется с самыми современными рекомендациями диетологов, советующих тем, кто хочет похудеть, ограничить употребление не булочек и сахара, а сыра и других жирных молочных продуктов.

Но царского врача больше интересовало, как и какой есть сыр, чтобы он принес пользу для здоровья. Он советовал есть козий сыр, причем не слишком соленый, при этом учитывать, что сыр, «когда он свеж, нутрь мягчит, а когда стар, утробу вяжет», то есть в зависимости от степени зрелости может оказывать послабляющее и закрепляющее действие. А от пересоленных сыров лучше отказаться: » зарождается камень и вода мочевая залегает», то есть начинается отложение солей, говоря современным медицинским языком. Есть и совет для кормящих женщин: поварить сыр в воде и пить этот раствор, чтобы увеличить приток молока.

— Каждый продукт питания рассматривали не как часть рациона, а как средство, оказывающее определенное влияние на организм? Может, поэтому главы, посвященные овощам и фруктам, яйцам и мясу, орехам и сахару, занимают около половины книги?

— Да, в каком-то смысле это и руководство по диетологии, содержащее немало полезных сведений. Вот, например, обычное молоко. Что мы сегодня знаем о нем, кроме того, что оно бывает определенной жирности, что на упаковке указан срок хранения, что оно продается в той или иной упаковке? Ну, иногда при простуде пьем горячее молоко с маслом. А в старину употребляли для лечения молоко не только коровье, но и овечье, и козье, считая последнее особенно полезным оттого, что «молоко коровье и овечье естеством густо, а козье средне, ни густо, ни тонко». Кроме того, козы едят горькие травы, поэтому козье молоко хорошо влияет на желудок. Согласитесь, совсем другой подход: более всеобъемлющий, более экологический, хотя слова «экология» в ту эпоху и не знали. Нашлось место в лечебнике и коровьему маслу: им нужно мазать больную поясницу и суставы, а также грудь при простуде и кашле — » тогда мокрость из груди выведет». Детям, у которых режутся зубы, хорошо мазать топленым маслом десны. Несколько глав книги посвящены мясу, ведь в старину не ограничивались говядиной — шло в ход и козье мясо, и баранина, и оленина, и медвежатина.

Не забывали и о «птицах, к лекарству угодных». Любчанин советует есть мясо молодых кур, еще не несших яиц — это улучшает голос. Он считал, что куриные яйца полезнее есть слегка сваренные, поскольку «белок яичный холодит, а желток согревает». Яйца — хорошее средство для преодоления импотенции, особенно если их есть с луком и репой. Современные диетологи могут с этим согласиться: в самом деле, яйца и лук относят к продуктам, повышающим сексуальность как мужчин, так и женщин. 

— В рукописи есть главы, посвященные лечебному действию драгоценных камней и металлов. Это только легенды или и в них есть рациональное зерно?

— Древние врачеватели неплохо разбирались в свойствах металлов и драгоценных камней, то есть им были известны и основы химии. Например, Николай Любчанин совершенно справедливо пишет, что камень алмаз «в огне не сгорит и иными никакими вещми не может вредитися», а магнит «железо влечет к себе». Но конечно, мы не можем читать без улыбки строки, где лекарь пишет, что магнит поможет мужу узнать, как к нему на самом деле относится его жена: нужно положить магнит ей под подушку, и если она верная, то тотчас во сне обнимет мужа, а если изменяет ему — мигом слетит с кровати, » как бы ее кто спихнул». Или когда царский врач советует воину носить алмаз, вправленный в рукоять оружия, с левой стороны — тогда он будет сохранен от всех своих врагов. Придворным рекомендовалось носить перстень с изумрудом и почаще смотреть на него, чтобы взгляд оставался чистым и ясным. Считалось также, что если истолочь изумруд и выпить с вином, то он сделает безвредным любой яд.

Николай Любчанин советовал принимать тертый жемчуг для очистки крови, укрепления сил. Не этого ли пытаются добиться и сегодня, когда применяют с косметическими целями древнейшее китайское средство — жемчужины? Не обходит вниманием современная медицина и золото, например, для лечения опухолей. И в старину прибегали к этому драгоценному металлу: «золото мелко терто и внутрь приято, прокажение из всего тела изгонит», писал лекарь Василия III.

— А чему мы могли бы поучиться у древнерусских врачевателей?

— Несмотря на глубокое знание медицины того времени, они никогда не забывали о том, что главный залог здоровья — душевная гармония человека. В основе ее — внутренняя работа над собой, которая невозможна без помощи Божьей и примирения с людьми. Одна древнерусская притча предлагает такой рецепт для обретения душевного и телесного здоровья: » накопать корней послушания, нарвать листьев смирения, собрать чистоты душевной и плодов веры нелицемерной. Все это сварить в чаше терпения и просеять решетом рассуждения, положить соли боголюбия и развести слезами раскаяния и смешать ложкой покаяния. Потом закрыть крышкой милосердия, сварить на огне усердия, слить в сосуд целомудрия и остудить на камне смиренномудрия. Принимать по три ложки в сутки с раствором страха Божия и с полною надеждою ожидать исцеления «.

РЕЦЕПТЫ ВРАЧА ЦАРЯ ВАСИЛИЯ III

От кашля:

«Сок солодки по невеликой крошке или по кусочку с сахаром леденцом подержать во рту, чтобы растаял и глотать — оздоравливает легкие и от кашлю избавляет». «Семя зензивера (алтея) толчено и приято в вине — кашель тушит и легостно откашление творит». » Уха, в которой варен горох, старый кашель уймет». «Трава фиалки с корнем толчена и варена в воде и ту воду детям давать пить — вредительный кашель у них уймется». «Тмин толчен и смешан с винными ягодами, варить в вине и пить — старый кашель уймет».

От головной боли:

«Сок мяты огородной смешан с уксусом поровну — помазать лоб и виски, тогда болесть главная престанет». «Цвет ромашки варен в воде и горячий прикладываем к больной главе — болесть главная тушится». «Семя горчичное и имбирь мелко толчем и смешаем с медом и тем рот полощем или долго во рту держим — вычистит мозг от мокрости, от которой главная боль бывает». «Семя аниса сыплем на жар угольный и тот дух ноздрями обоняем — то пристоит тем, у коих глава болит».

От уныния и меланхолии:

«Елей из можжевелового дерева ( масло можжевельника) принять с питьем — пользует меланхолиеву болезнь».

«Яблок садовых дух есть лечба тем, которые страждут меланхолией». «Цвет розмарина растолчен и принят в вине теплом по рассуждению, тогда весельство наводит и кручину отгонит».

Источник