Видео:

«Гори, гори моя звезда»

Пересматривал фильм «Гори, гори, моя звезда». Какой всё же шедеврище. Не знаю, как именно снял его Митта, ни до ни после такого уровня фильмы у него не получались. Но этот получился на славу. Какой свет и сколько смыслов. Как замечательно показано созидание и преодоление жизни среди разрушительной смертельной стихии. Какие герои, какие диалоги и игра глазами.

Первое. Это герой молодого Табакова — юный театральный художник Искремас, пытающийся несмотря на всю свою революционность продвинуть в массы класическое искусство, приобщить деревенский народ к красоте высокого искусства. Это типичный наивный русский мальчик, тот самый характер, который неистрибим в русском человеке. Он воспринимает мир предельно максималистски и воспринимает искусство именно как преображение мира, а не как развлекуху и отвлечённую болтовню.

Искремас противостоит развлекухе кинооператора, которого играет Леонов. Тот типичный конъюкнтурщик и приспособленец, но как всякий живой характер, не линейный. И в совместной баньке-пьянке не скрывает ущербность своего материального отношения к искусству: «синематограф — искусство, он кормит». Когда Искремас говорит ему, что нами движет идея, а тобой твои кривые ножки, Леонов отвечает ему: «неправда, у меня тоже есть идея — выжить». В этом откровении вся прямая суть искусства как развлечения: заработать, чтобы выжить. Потом будет — чтобы жить красиво.

Для меня главный герой в этом фильме — немой сельский художник Федя в исполнении Олега Ефремова.

Ни одного слова — и какой колоссальный образ простого сельского мужика и одновременно великого непризнанного художника, красивой души немого и чуткого человека. Две ключевые сцены с ним. Когда красит в краску яблоки сгоревшей яблони — это просто песня. Фактически это и есть образ искусства, преодолевающего смерть жизнью. Пусть преодолевающего иллюзорно, не как Христос, но хотя бы так. Это стремление к преображению, к взлёту в небо. Собственно, то, ради чего человеку и даётся талантюИ вторая сцена — когда они парятся в баньке, выпивают, а потом белогвардеец расстреливает художника Федю за то, что у него в хате было изображение красноармейца. Вообще, картины на стенах в мазанке — отдельный разговор. Просто интересно, кто их рисовал для съёмок. Прекрасный образчик советского наива, великолепные образы русского космоса (к примеру, русский мужик на поле, держащий на плечах радугу).В сцене застолья Ефремов просто блистает — сплошная игра глазами, и всё понятно, будто он говорит. Когда он выходит из сеней с закуской и присев, глядя на собственные творения, думает о жизни со слезами на глазах — ощущение, будто он предчувствует смерть. Когда они поют «гори, гори, моя звезда», немой Федя будто тоже поёт. Потом входит белогвардеец — все трое встают перед изображением красногвардейца — немая сцена — потом Федю уводят — он идёт по ночному саду, освещённому луной, где-то в кустах мужик зажимает девку — жизнь льётся полным соком — и выстрел под яблоней, падающие яблоки — испепеляющий белогвардейца монолог Табакова.Всё это надо смотреть. Это и есть искусство. Современное и вечное. Которое останется в веках. Ни одного — подчёркиваю ни одного — фильма, даже сцены, подобного уровня не сняло всё постсоветское кино. Даже у Балабанова. Когда снимут — это будет знак к возрождению. Не надо больших бюджетов, не надо чего-то особенного, достаточно просто искренности и таланта. Надо правдивую историю и высокие смыслы. Но вот это-то и самое трудное. Чтобы создать великое искусство, должны быть великие чувства.

P.S. Кстати, подумаось: в совренном российском кино неоднократно пытались создать светлый образ белогвардейцев. Не получилось. Почему? Потому что всё бесталанно. «Адмирал» тот же — ну не искусство это. Вот снимите нечто подобное «Гори, гори», такой же рассказ, но чтобы на месте злодея красноармеец, и сделайте такую историю. Тот же Митта почему не снимет? Может, не получается, потому что не правда? И красные были всё же честнее и правдивее, чем белые?

http://russkiy-malchik.livejournal.com/631355.html