То, что вы знаете что-то наизусть, много раз повторяли, и даже учили этому других — еще не означает, что вы понимаете заученное. Возможно, вы выучили это без критического анализа, или с уводящим в сторону комментарием. Диктофон тоже может сколь угодно точно и многократно повторять звуки, но это не значит, что он понимает их.

     Давайте проделаем эксперимент. Я опишу ситуацию, вы ее представите, визуализируете, а потом проанализируете.

    Утро. Вы стоите у окна, в одном халате, в руке сигарета или стакан сока, приятная усталость во всем теле. На улице светло, белым-бело от снега и тихо. Вы думаете, что неплохо бы прокатиться на машине по окрестности до речки, чтобы зашлифовать секс-марафон с новой подругой, который начался вечером и продлился далеко заполночь. Поворачиваете голову к кровати – на ней, полуприкрытая одеялом, досыпает растрепанная нимфа. Поглядев на трещащий камин, вы решаете ее разбудить и покататься в компании.

Спорим на тысячу рублей, что этот сюжет вы учили наизусть в 3м классе школы, рассказали у доски и получили свои 4 или 5? Если бы я мог поспорить со всей страной, то сделался бы очень обеспеченным человеком.

Как такой сюжет мог попасть в общеобразовательную программу 3го класса? Очень просто – он попал с комментариями.

Зимнее утро Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче..... погляди в окно: Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

   Что-то напоминает, не так ли? Из выбранного наугад школьного сочинения: «В этом произведении автор обращается к духовно близкому человеку, к няне. Природа в этом стихотворении олицетворена и выступает как живое существо…».

   Отличный тест, люблю пробовать на знакомых и коллегах. Способен ли человек трезво оценить давно известное и «назвать лопату лопатой»? Понимает ли, что Александр Сергеевич по жизни не был тимуровцем, а «ножку чувствую в руках» — это не про циркуль? Вопрос личного выбора; няня – так няня. Большинство же говорит примерно так: «хм, никогда об этом не задумывался; действительно прикольно». Подозреваю, что многие учителя тоже не задумывались.