По словам лидера ДНР, «ужасный конец лучше бесконечного ужаса», в который погрузилась страна. Процесс ликвидации начался со смены управления на предприятиях Донбасса
До конца существования Украины как государства осталось не более 60 дней. В этом уверен лидер самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) Александр Захарченко.
«Сейчас пошел отсчет, – заявил он в интервью телеканалу «Россия-1» в рамках программы «Вечер с Владимиром Соловьевым. – Каждый день – это тот гвоздь, который вбивается в крышку гроба страны, которая называлась раньше Украина. Максимум 60 дней – и государство практически перестанет существовать», — подчеркнул Захарченко.
По словам главы ДНР, процесс ликвидации Украины начался с введения внешнего управления на предприятиях, находящихся на территории Донбасса, но до вчерашнего дня относившихся к украинской юрисдикции. При этом Захарченко подчеркнул, что республиканские вооруженные силы готовы к финальному нападению со стороны украинских войск, но не желают сами развязывать полномасштабные бои.
Обозреватели отметили, что еще 17 февраля лидеры республик Александр Захарченко и Игорь Плотницкий заявляли о готовности с помощью вооруженной силы освободить территории Донбасса в пределах Донецкой и Луганской областей.
Национализация в ответ на блокаду
В конце декабря 2016 года украинские патриоты организовали транспортную блокаду Донбасса. Общественники, ветераны так называемой «антитеррористической» операции и украинские националисты блокировали автомобильные трассы и железные дороги, соединяющие восставшие регионы с территориями, контролируемыми украинскими властями.
Официально целью блокады было объявлено намерение задушить экономику «сепаратистов». Однако, по мнению многих политологов, акция вполне могла быть подготовлена украинскими олигархами и политиками, которые решили сместить действующего президента республики Петра Порошенко и поставить на его место экс-премьера страны Юлию Тимошенко.
Правящий режим за два месяца блокады так и не смог выработать эффективной тактики противодействия радикалам. В январе робкую попытку разогнать один из блокпостов предприняла украинская милиция, а 28 февраля «редут» возле станции Кривой Торец атаковали «титушки» — молодые спортсмены, традиционно нанимаемые для уличных акций в качестве «боевой силы». По мнению некоторых украинских СМИ, молодчиков наняли структуры украинского олигарха Рената Ахметова. Тем не менее, ни одна из попыток повлиять на ситуацию не увенчалась успехом.
Экономический эффект от блокады оказался весьма значительным; правда, ударил он в большей степени не по ДНР и ЛНР, а по самой Украине. Прекращение поставок донецкого угля на украинские электростанции привел к энергетическому кризису, и 15 февраля украинское правительство вынуждено было объявить режим чрезвычайной ситуации в энергетике.
Одновременно блокада разорвала экономические связи между предприятиями, находящимися на территориях Луганской и Донецкой народных республик. В восставших регионах остановились шахты, химические комбинаты, металлургические заводы.
Ранее эксперты отмечали, что большинство предприятий ЛДНР остаются налоговыми резидентами Украины. Они платят Киеву налоги и поддерживают экономику страны, третий год ведущую войну против бывших соотечественников. Нежелание ломать этот уклад обосновывалось тем, что заводы обеспечивают жителей Донбасса рабочими местами и худо-бедно позволяют поддерживать социально-экономическую ситуацию на плаву. Однако украинская блокада отменила этот последний аргумент.
27 февраля лидеры Захарченко и Плотницкий сделали совместное заявление, фактически выдвинув Киеву ультиматум. Они потребовали до нуля часов 1 марта ликвидировать блокаду, и в случае невыполнения требований пообещали ввести на украинских предприятиях внешнее управление. Наряду с этим руководству промышленных объектов были направлены требования перейти в налоговую юрисдикцию республик.
1 марта, по истечении отведенного ультиматумом срока, представители республиканских властей действительно взяли украинские предприятия под контроль. А днем ранее распоряжением руководства ЛНР все расчеты республики были переведены в рубли. Такие шаги, по мнению экспертов, означают, что руководство ЛДНР окончательно решило переориентировать экономику Донбасса на связи с Россией и другими странами, и минимизировать отношения с бывшими согражданами.
Вопросы выживания
Украине такая ситуация сулит серьезные экономические проблемы. Ранее глава Минэнерго Игорь Насалик сообщал, что единственной альтернативой донбасскому углю для страны являются российский уголь и газ. Однако, чтобы закупать энергоносители у РФ, Киеву нужна иностранная валюта. Отказ ЛНР продавать свою продукцию за стремительно обесценивающиеся гривны еще больше усиливает валютный голод в государстве, которое и так уже третий год балансирует на грани финансового коллапса.
Тем не менее, официальный Киев, похоже, уже просто не может съехать с колеи антироссийской пропаганды и трезво взглянуть на ситуацию, отмечают обозреватели. Комментируя новости о национализации украинских предприятий, президент республики Петр Порошенко заявил, что это – «еще одно свидетельство факта оккупации востока Украины Россией».
В Кремле же, напротив, отнеслись к ситуации подчеркнуто прагматично. «Мы являемся свидетелями того, что отторгнутые своим государством области попадают в еще более тяжелое положение, будучи в условиях полной блокады со стороны экстремистских элементов, – заявил по этому поводу пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. – Поэтому можно понять те действия, которые предпринимаются руководством этих регионов. Речь идет о жизни нескольких миллионов людей, поэтому, безусловно, людям надо выживать».
https://goo.gl/LvV00T