original-5498493

Американская компания SpaceX совершила успешный запуск и посадку повторно использованной первой ступени ракеты Falcon 9. Старт назван компанией и восторженными обывателями со всего мира уникальным: компания Маска якобы первой в истории повторно использовала первую ступень ракеты для доставки пусть и очень легкого, но груза в космос. Однако, эксперты не спешат разделять восторг — и рассказывают о том, что сажать ракеты умели СССР и США времен «лунной гонки», а запуск и посадка «Фалькона» во второй раз — скорее шоу, чем бизнес.

Отметим, что запуск первой ступени ракеты-носителя Falcon 9 состоялся в космическом центре Кеннеди во Флориде. Специалисты SpaceX вывели на околоземную орбиту геостационарный спутник связи SES-10. После этого первая ступень двухступенчатой ракеты успешно села на плавучую платформу в Атлантическом океане.Впрочем, радостные граждане мира уже пишут, что «Маск уделал все государственные космические корпорации: гениальный частник, который смог первым в мире управляемо посадить ракету, которая уже взлетала». Ну, и наши дорогие «маскофилы» не отстают — расписывая как «Роскосмос может хоронить свои «лапти», Китай может курить свой бамбук, а США вновь показала, кто самая великая держава в мире, где простой парень смог такое придумать и осуществить».Напомним, руководители SpaceX уверены, что технологии многоразовых космических аппаратов приведут к значительному сокращению стоимости миссий. Компания ранее пообещала снизить затраты на 30-60%%. Вот только специалисты уверены — это может и выглядит сногсшибательным прорывом, но это шоу, а не бизнес. Эмоциональная, волнительная, классная презентация — а не революция в космонавтике.»Первая ступень Falcon 9 была спроектирована как многоразовая. Планировалось, что эта ее функция должна уменьшить затраты на космические миссии примерно на треть, так как предполагалось использовать одну и ту же ступень до 20 раз. Однако, как выяснилось, стоимость использования «бэушных» ступеней превышает все возможные нормативы по ценам на запуск «Протонов», «Союзов» и даже американских носителей «Сатурн»,- рассказывают СМИ.Ранее эксперты «SpaceX» заявили, что обещанная выгода при запуске «возвращаемой» ракеты Falcon-9 была переоценена — оказывается, на этом можно сэкономить не половину или треть, а едва 10% стоимости. Да и то в случае, если SpaceX научится сажать хотя бы 5 ракет из 10 и они не будут взрываться на старте.При этом «Протон» весит 700 тонн и выводит за раз 23 тонны полезного груза — то есть, в 12 раз больше «Фалькона». Иными словами, чтобы «Фалькон» вышел на те же показатели экономической выгоды, что и «Протон» — ему нужно слетать раз 15, а то и больше, и успешно приземлиться. Кстати, для запусков легкого груза, помимо «Протона», у Роскосмоса есть и другие проекты -тот же носитель «Рокот». Только он весит 100 тонн, а не 500 — что в пять раз меньше пресловутого «Фалькона». Опять же в долгосрочной перспективе получается дешевле запускать малые спутники именно «Рокотом».Как отметил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, «Россия следит за достижениями компании SpaceX, однако обладает своими прорывными разработками. Наша страна может составить Западу конкуренцию в космосе». Песков добавил, что передовыми технологиями может похвастаться и наш Роскосмос, пояснив «Неоднократно руководитель Роскосмоса (Игорь) Комаров докладывал президенту о наличии тоже достаточно передовых и прорывных разработок, над которыми сейчас работают наши специалисты. Поэтому это конкуренция, конкуренция достаточно жесткая. У нас есть все основания полагать, что мы достойно можем принимать участие в этой конкуренции».»На самом деле, понимаю радость — частный «изобретатель» создал ракету, которая не только взлетела, но и вернулась, а потом взлетела снова — и снова вернулась! Вот только есть нюансы. Во-первых, это не частный гений, бизнесмен-изобретатель, а человек, который получил помощь и разработки-документы NASA с госфинансированием в режиме «дадим сколько надо», — цитирует Pravda.ru свой источник в ракетно-космической отрасли, который напомнил — увы, но большинство проектов Маска «в убытках, хотя он придумывает и собирает деньги под новые».Во-вторых, его ракета не может нести столько груза, сколько «тупые» российские ракеты, ракеты Китая и обыкновенные «Сатурны» NASA. Увы, но факт. Вначале говорили «смогут вывести на орбиту любой груз», а в реальности Маск выводит вес в 5-10 раз меньший, чем у «Протонов», — считает эксперт.»В-третьих, технология «взлетели-сели-взлетели» уже отрабатывал СССР и США во время «лунной гонки» — кто-то с астронавтами, кто-то луноходами, она не новшество новое», — добавляет он.»Китай тоже занимается возвращением ракет — когда Маск только на работу устраивался и решил «сажаем на парашюте», Россия — тоже этим же занимается. Но это, согласен, выглядит не так эффектно для «смотрите, села, дайте еще денег или купите акций». А так за любое покорение космоса — хоть Маском, хоть соседом по этажу — можно порадоваться», — уверен специалист.Но Элон Маск принадлежит к тем немногим персонам, за которых российская либеральная среда и гики будут стоять насмерть, оправдывая любые их поступки и проступки.Хотя недавно работник автозавода «Тесла» выступил с сенсационным рассказом о том, как все устроено в его бизнесе — зарплаты на «предприятии XXII века» ниже, чем по отрасли ($17-21 в час против $25,5 соотв.). У работников безумное количество сверхурочного труда, который не оплачивается. Много производственного травматизма, который скрывается «дабы не уронить образ и стоимость компании».Также инвестиционная компания Motley Fool опубликовала рассказ своего старшего технического специалиста Эвана Ню, который не только вложил свои деньги в акции Tesla, но в 2015 году решил приобрести ее автомобиль — подержанный Model S. Вот только после незначительной аварии машина уже полгода находится в гараже — производство не справляется, у дилеров нет деталей.

Даже «Дождь» опубликовал расследование, проведенное блогом Daily Kanban, согласно которому Tesla скрывает опасные дефекты своих электромобилей. Рты же покупателей-пострадавших компания «затыкает» деньгами — которые вкладывают в ее акции доверчивые инвесторы из серии «надо сейчас помочь Маску, а потом все будем летать на Марс и ездить на «Гиперлуп». Так что довольно сложно не заметить, что практически все проекты Маска заканчиваются ничем. В этой связи скепсис в отношении полетов в космос более чем оправдан.

http://www.politonline.ru/interpretation/22889819.html