В истории России до Первой мировой войны женское воинское формирование создавалось лишь однажды. В 1787 году светлейший князь Г. А. Потемкин-Таврический сформировал роту из ста жен и дочерей почтенных греческих семейств Балаклавы, приурочив это к приезду в Крым императрицы Екатерины II и австрийского императора Иосифа II. «Амазонки» произвели впечатление на высокого гостя. «…Он подъехал к командиру роты, г-же Сарандовой, и поцеловал ее в губы, что произвело волнение в роте. Но командир успокоил своих подчиненных словами: «Смирно! Чего испугались? Ведь вы видите, что император не отнял у меня губ и не оставил мне своих» – писал историк Г. Есипов. Греческая женская рота была парадной и просуществовала недолго.

original-9281413Рота амазонок встречает Екатерину II в Крыму. Неизвестный художник, XVIII век

sevastopol.su

Впоследствии имена русских воительниц не раз звенели сталью, становясь легендарными. Однако Великая война 1914–1918 годов явила России небывалые прежде примеры героизма ее дочерей – сестёр милосердия и женщин-воинов.

Сегодня мы расскажем о двух из них, воевавших Красным Крестом и мечом. Первая, словно былинная Василиса Микулишна, облачилась в мужскую одежду, когда ее муж оказался в плену. Вторая – повторила подвиг героини Отечественной войны 1812 года, «кавалерист-девицы» Надежды Дуровой, и едва не превзошла ее.

Елена Цебржинская

19 сентября (2 октября) 1914 года в расположение Асландузского полка прибыл фельдшер Цетнерский. Будучи сугубо штатским человеком, он выносил тяготы передовой наравне с фронтовиками. Цетнерский безупречно справлялся с обязанностями не только в своей 7-й роте, но и всюду, где только требовалась медицинская помощь. 2 (15) ноября он еще и произвел разведку, не страшась вражеского огня. Двумя днями позднее Цетнерский под огнем оказывал раненым помощь, делал перевязку командиру и сам был ранен осколком снаряда. Самоотверженный фельдшер на скорую руку перевязал свою рану и вынес ротного из боевой линии. А вскоре всех ошеломил тот факт, что Цетнерский оказался… женщиной.

original-5421488 Елена Цебржинская в образе «фельдшера Цетнерского»

ordenrf.ru

Девушка по имени Елена происходила из почтенной семьи капитана 1-го разряда К. И. Хечинова, вышла замуж за врача Владислава Брониславовича Цебржинского и уехала с супругом в Санкт-Петербург. Елена очень интересовалась медициной и решила посвятить ей жизнь. Она окончила акушерские курсы, работала в столице, а затем отправилась в Холм – к месту службы мужа. Когда разразилась Первая мировая война, у четы Цебржинских уже было двое детей. Владислав Брониславович был призван в армию, в рядах 141-го пехотного Можайского полка отправился на войну и оказался в плену. Узнав об этом, Елена решилась на неслыханный шаг. Оставив сыновей на попечение своего отца, она переоделась в мужчину и под именем фельдшера Цетнерского присоединилась к одной из маршевых рот. Вот как сама Елена Цебржинская вспоминала об одной из своих вылазок:

«Очень было опасно пробраться на виду у врага по малому кустарнику, влезть на одиноко стоящую сосну и только там можно было осмотреть ме­стность. Я вызвалась идти… Трудно было ползти. Снаряды рвались кругом, но все-таки я добралась до дерева, взобралась на него и, прикрываясь ветвями, начала наблюдать. Скоро удалось высмотреть и сообщить своим расположение неприятеля, после чего наши сосредоточили по противнику огонь и тем под­готовили атаку. Асландузцы храбро бросились на врага и скоро заняли деревню»

О ее подвиге было доложено самому Николаю II. «Его Императорское Величество, в 6-й день Мая сего года, Высочайше повелеть соизволил на награждение дворянки Елены Цетнерской Георгиевским крестом 4-й степени за №51023, по званию фельдшера-добровольца» – говорилось в приказе по армии генерала от инфантерии А. Е. Эверта. Оправившись от раны, Елена Цебржинская вызвалась вернуться на передовую. 2 (15) июня 1915 года она была назначена фельдшерицей 3-го Кавказского передового отряда Красного Креста. Увы, здесь ее следы теряются…

original-6303244 Георгиевский кавалер Елена Константиновна Цебржинская

medalirus.ru

Антонина Пальшина

Семнадцатилетняя крестьянская дочь Антонина Пальшина осенью 1914 года явилась на призывной пункт под видом парня, сменив сарафан на униформу. Попав в армию, она отважно воевала на Кавказском фронте в рядах кавалерийского эскадрона, солдаты которого звали ее Антошкой. В деле под крепостью Гасан-кала Пальшина отличилась, возглавив атаку после гибели командира. Девушка была ранена и попала в госпиталь, где ее секрет был раскрыт.

Казалось бы, «Антошке» больше не видать фронта, но о ней стало известно в родном Сарапульском уезде Вятской губернии. Став знаменитой на малой родине, Пальшина устроилась на курсы сестер милосердия. Окончив их, в апреле 1915 года она отбыла на Юго-Западный фронт – в один из госпиталей, располагавшихся во Львове.

Пальшина трудилась со всем усердием, но ей казалось, что помощь, оказываемая раненым – слишком малый вклад в дело победы над неприятелем. Девушку влекло на передовую… и вскоре ей представился случай вернуться туда. Надев униформу умершего солдата и постригшись, она оставила госпиталь, с одним из обозов прибыла на фронт, где была определена в 75-й пехотный Севастопольский полк. Тогда, летом 1915 года, русская армия переживала непростые времена, и новобранцев ждало скорое боевое крещение. Предшествовавший этому курьез историк С. Н. Базанов описывал так:

«По традиции перед боем полковой священник отец Анисим отпускал каждому солдату грехи. Когда подошла очередь Антошки, как солдаты называли безусого бойца, отец Анисим, привычно перекрестив солдата, сказал: «Ну, кайся, отрок, в прегрешениях». Пальшина неожиданно ответила: «Грешна я, батюшка, ведь я девушка, а не парень». Священник, очевидно приняв ее ответ за неуместную шутку, вместо отпущения грехов закричал на весь плац: «Изыди, сатана, проклинаю тебя, святотатец!» Солдаты, подумав, что Антошка действительно отпустил какую-то соленую шутку, дружно захохотали, а Пальшина густо покраснела и встала в строй»

Находчивая и храбрая девушка осталась в строю. Уже осенью она удостоилась первых отличий. Как гласил приказ командующего 8-й армией генерала от кавалерии А. А. Брусилова №861 от 12 ноября 1915 года, Знаком отличия Военного ордена Св. Георгия IV степени и Георгиевской медалью награждается «Антон Тихонов Пальшин (он же Антонина Тихоновна Пальшина) за проявленные в сентябрьских боях подвиги и храбрость». Вместе с наградой Пальшиной были присвоены чин ефрейтора и должность командира отделения.

original-5830756 Георгиевский кавалер Антонина Пальшина

smolbattle.ru

Во время Брусиловского прорыва 1916 года Пальшина вновь оказалась на острие атаки. Командир взвода встал в траншее во весь рост и был ранен. Вспомнив навыки сестры милосердия, Антонина перевязала его и, не мешкая, сама возглавила солдат. Взяв штурмом две линии неприятельских траншей, русские продолжили теснить неприятеля. В жестоком бою ефрейтор Пальшина была тяжело ранена. За проявленную отвагу она получила Георгиевский крест III степени и еще одну медаль. Награды вручал лично Брусилов, заодно сообщивший девушке о ее производстве в чин младшего унтер-офицера. Однако героиня надолго выбыла из строя по ранению, а осенью 1917 года вернулась в родной Сарапул.

Впереди Антонину Пальшину ждала долгая и непростая жизнь: работа в большевистском подполье во время Гражданской войны, служба в Новороссийском ЧК, первое замужество, разрыв с супругом и новая семья… Уже в годы Великой Отечественной войны она овдовела, продолжая трудиться в тылу. После гибели мужа на фронте Антонина Тихоновна подала прошение о зачислении добровольцем в ряды действующей армии, однако получила отказ. Героиня дожила до глубокой старости – ее жизненный путь завершился в 1992 году.

original-7342455 Антонина Тихоновна Пальшина-Придатко в преклонном возрасте

smolbattle.ru

О русских женщинах, самоотверженно сражавшихся на фронтах Первой и Второй мировых войн, известно и написано непростительно мало. Но наш рассказ будет продолжен в следующих статьях.

Источники и литература:

    1. Абашева Ж. В. Участие женщин в воинских формированиях Российской армии в период Первой мировой войны // Метаморфозы истории. 2014. № 5. С. 24–42

    1. Базанов С. Н. Кавалерист-девица на фронтах Первой мировой // Военно-исторический журнал. 2001. № 10. С. 79–80

    1. Есипов Г. Амазонская рота при Екатерине II // Исторический вестник. 1886. Т. 23. № 1. С. 71–75

    1. Иванова Ю. Н. Прекраснейшие из храбрых // Военно-исторический журнал. 1994. № 3. С. 93–96