«Хотя мы старались не показать этого, вчера мы были на грани столкновения», — подчеркнул Николич, предупредив при этом общественность, что следующая албанская провокация закончится плохо: «Мы не хотим столкновения, но вынуждены будем поступать не так, как хочется, а так, как должны». «Пускай об этом задумаются сами албанцы и их спонсоры», — указал политик.
«Мне кажется, что это все судороги уходящей американской администрации, именами чьих авторитетов названы улицы (в Косово — прим. «РГ»)», — подчеркнул Николич, добавив, что «ЕС не дало соответствующего ответа, НАТО не дало ответа» в связи с вчерашними событиями.
Кроме того, президент Сербии попросил первых лиц Евросоюза прокомментировать слова главы правительства самопровозглашенной республики Исы Мустафы, в соответствии с которыми вчерашние действия албанцев были согласованы с ЕС.
Между тем заявление Николича было осуществлено в контексте набирающего обороты на Балканах очередного межэтнического конфликта, связанного с тем, что сербский пассажирский поезд, который был вчера запущен по новому маршруту из Белграда в Косово, так и не доехал до конечного пункта назначения из-за угрозы безопасности и вынужден был вернуться назад в сербскую столицу. Основной причиной для этого стали появившиеся в сети видеокадры готовящегося подрыва состава албанскими националистами, а также призывы президента непризнанного края Хашима Тачи к своим соратникам — любой ценой не допустить прибытия поезда в Косово.
Следует отметить, что «поезд представляет собой дизельный состав из двух вагонов, произведенный российским «Метровагонмашем» и недавно приобретенный Сербией. Снаружи состав оформлен в цвета сербского флага, на нем написаны названия сербских церквей, монастырей и средневековых городов в Косово. Также присутствует надпись «Косово — это Сербия» на 21 языке, включая албанский», что, естественно, не могло не вызвать раздражения у косовских экстремистов.
После инцидента Николич задал риторический вопрос: «Если нет свободы передвижения, о какой европейской цивилизации мы можем говорить, о чем вообще говорить с Приштиной и ЕС?»
Напомним, что и премьер-министр Сербии обозначил проведение «срочных переговоров» с ключевыми игроками на международной арене. Известно, что он уже имел разговор с Федерикой Могерини, уведомил ее о ситуации в Косово и Метохии и «выразил разочарованность реакцией Евросоюза по этому вопросу», намеревался «позвонить руководству Российской Федерации», «проинформировать руководство Китайской Народной Республики, вступить в контакт с вице-президентом США Джозефом Байденом».
Как подчеркнул Вучич, американца он считает целесообразным «ознакомить с военными играми, которые готовила Приштина». «Я не уверен, что у нее на это не было чьего-то благословения», — уточнил сербский лидер.
Набирающий обороты скандал произошел на фоне еще одного острого конфликта между Белградом и Приштиной, спровоцированного арестом бывшего полевого командира Освободительной армии Косово (ОАК) и бывшего премьер-министра непризнанного края Рамуша Харадиная.
Аналитики сходятся во мнении, что оба случая имеют прямое отношение к приходу к власти в США Дональда Трампа и неминуемой потере международных позиций «клана Клинтонов», а также их верных союзников.При этом экспертное сообщество сходится во мнении, что арест Харадиная — это своего рода сигнал сторонников избранного президента США Дональда Трампа о том, что «преступления четы Клинтонов и их союзников» не должны остаться без соответствующего расследования и исторической оценки.
Не менее интересной выглядит позиция президента Сербии Томислава Николича, подчеркнувшего, что руководство ЕС оказывает давление на судебные органы Франции в деле Харадиная и направило директивы всем своим членам не преследовать косовара.
Напомним, что албанское сообщество предчувствовало негативные для себя последствия от возможно новой американской администрации в Белом доме и в преддверии выборов в США здесь откровенно радели за Хиллари Клинтон и даже ставили ей памятники. Так, Хашим Тачи, нынешний президент самопровозглашенной Республики Косово, призывал албанцев поддерживать Клинтон, в то время как премьер-министр Албании Эди Рама откровенно заявлял о том, что избрание Дональда Трампа на пост президента США представляет собой угрозу для Албании и американско-албанских отношений.