Не секрет так же, что данный период, кроме прочего, ознаменован огромным количеством кровавых междоусобных столкновений. Князья боролись за власть. В истории принято смотреть на происшествия с точки зрения правителей, но в этих столкновениях, разумеется, участвовали и обычные жители княжеств. Нелюбовь простого люда между собой после таких побоищ вполне оправдана и объяснима – люди недавно убивали друг друга. Но навсегда ли?

Вот лишь малая толика примеров междоусобных войн.

1. К 30-м годам XIII века в южной Руси в борьбе за власть в некоторых галицко-волынских волостях сцепились несколько князей[1]. Основными противниками были Даниил Галицкий иМихаил Черниговский. В союзниках у сторон, с переменным успехом, были и князья других Русских земель, и венгры, и половцы и др. В результате восьмилетнего противостояния, кроме прочего, борьба несколько раз принимала общерусский характер (но позже была локализована в Галицко-Волынских княжествах). Несколько раз разорялись черниговские земли. Даниил терял Галич и даже становился вассалом венгерской короны[2].

Русские княжества, 1237 год

Но самое плачевное заключалось в том, что Русские воинства уничтожались, а оставшиеся рати находились в состоянии крайней утомленности. Что позволило венграм «отжать» часть территорий, литовцам напасть на Смоленск, что, в конце концов, полностью истощило русскиесилы и «сыграло свою негативную роль перед лицом монголо-татарского нашествия[3]».

2. К концу XIII века междоусобная война разразилась уже в Северо-Восточной Руси[4]. Противниками выступили сыновья Александра Невского – Дмитрий и Андрей. Суть притязаний – Владимиро-Суздальский престол. Кровопролитие продолжалось более 10 лет, а в борьбу были втянуты рати Городецкого, Московского, Ростовского, Тверского, Ярославского и других княжеств, а также Новгородской Республики и Золотой Орды.

В результате столкновений, стороны побеждали с переменным успехом, ослабляя русские воинства. В боях погибло большое число людей. Устраивались «примирительные» съезды князей, на которых, кстати, они чуть не переубивали друг друга. В конце концов, стороны кое-как договорились, но…

«Владимирские и суздальские земли опустошались за это время пять раз… Четыре раза громили татары «новгородские волости», семь раз — княжества на южной окраине (Курск, Рязань, Муром), два раза — Тверские земли… Переяславль-Залесский татары разрушали четыре раза (в 1252, 1281, 1282 и 1293 гг.), Муром — три раза, Суздаль — три раза, Рязань — три раза, Владимир — по меньшей мере два раза (да ещё трижды татары опустошали его окрестности)…»[5]

3. В начале XIV века схватились Москва и Тверь[6]. Целая серия кровопролитных противостояний тянулась почти 2 века! Стороны осаждали города, прибегали к союзничеству с Ордой и Литвой, при этом, разумеется, не забывая убивать друг друга…

В результате Тверь потеряла независимость. Москва стала центром объединения Русских земель. В Москву переехал митрополит Киевский и всея Руси. Но… огромное число погибших с обеих сторон, сожженные города и разоренные земли.

Эти короткие исторические напоминания являются лишь малой долей в общем кошмаре междоусобных войн на Русских землях. Конечно, прежде всего, напрашивается вывод о пагубном влиянии на развитие любого разделения. Тем более, разделения кровавого. Но хочется посмотреть на произошедшее и с другой стороны.

Виновные в гибели людей (или те, кого назначили виновными победители) понесли наказание (были убиты, изгнаны или лишены власти), но, опять же, вернемся к сражающимся сторонам. Какие бы цели не преследовали князья и воеводы, нельзя отрицать того факты, что черниговские рубили волынских, новгородские резали тверских, а тверские московских и наоборот. По логике «непримиримых» между представителями этими территорий должна существовать «вечная ненависть», но ее нет! Как нет и разделения на «отдельные народы».

Нельзя сказать, что неприязнь «исчезла с веками» – нет ни одного источника, утверждающего наличие взаимной ненависти с начала процесса реинтеграции Русских земель и до явления в мир «украинцев». С момента, когда на Руси снова стало прнинято говорить в первую очередь «я – русский!», а уже потом «я – тверской (смоленский, рязанский)», произошедшиемеждоусобицы воспринимаются как черные страницы общей истории.

Вернемся в настоящее. Возможно ли примирение сегодняшних сторон конфликта? Еще раз повторимся, не с виновниками его начала, не с преступниками и убийцами, должными понести самую суровую кару, а с простыми людьми. Как показывает история, возможно! Но любое разделение противников, как ни прискорбно, временно и, рано или поздно, приводит к возобновлению конфликта, поэтому вражду можно прекратить лишь путем победыобъединяющей идеи, воплощенной в создании единого государства. Если снова посмотреть на приведенные примеры, видно, что взаимная ненависть исчезала только тогда, когда такое государство возникало.

Врагам России это было известно всегда, поэтому они и старались в первую очередь разрушить наше единство. У них не получилось. Но мы неплохо справились с этим сами…  Ошибка? Однозначно. Но первый путь к решению проблемы – признать ее наличие! Остается исправить и никогда не повторять.