Знаете ли Вы, что объем госгарантий в рамках поддержки промышленного экспорта в России вырос в пять раз за последние два года, а объем кредитов — в 30 раз? Около 350 млрд рублей было направлено на поддержку российского экспорта, в ближайшее время может быть выдано еще около 550 млрд рублей кредитов. Прежде всего, поддержкой пользуется продукция энергетического, транспортного машиностроения, сельхозтехника, авиация и автопром.

Если смотреть на ситуацию последнего времени, то странным выглядит пристальное слежение за ценой барреля нефти, к ней иногда добавляют газ — но это в общем-то одно и то же. Противники истерят, что мы бензоколонка, что нам смерть, защитники, как правило, — что нефть далеко не единственный экспортный товар, что скорей рухнут СА, Катар, и т.д.

На самом деле проблема не в нефти, а в том, что цены начали опускать на большинство товаров, входящих в экспорт РФ. Например, Кемеровской области тяжело из-за падений цен на уголь и химию. Т.е. Россия столкнулась с тем, что на нее пошла комплексная атака по всем фронтам:

— удар по финансовому рынку (санкции на кредиты, постановления различных судов и т.д.),— удар по авторитету (Украина, Сирия, опять же постановления судов с тем же Юкосом),— зачистка рынков сбыта (введение торговых войн через коллективное повязывание своих вассалов и запугивание остальных),— удар по стоимости экспортных товаров(нефть, газ, уголь, химия, древесина, минералы, металлы и т.д.),— удар по единству народа и расшатывание веры в правильность курса (создание спец программ по увеличению пропаганды в отечественном сегменте),

— навязывание гонки вооружений(через разжигание войны в чувствительных для нас регионах, приближение инфраструктуры НАТО к нашим границам, вызывающие учения и коллективные фотки в Прибалтике в нескольких км. от границы) и т.д.

Я не буду касаться всех действий руководства по нейтрализации, а то и использовании действия атакующего против него самого, остановлюсь на том, ради чего начал писать пост — курсе рубля.

Вот смотрите: cитуация сложилась так, что наши экспортеры, с одной стороны, лишились прежнего дохода, а с другой — остались обязательства. Ход наших «партнеров» выглядит очень логичным — ведь каковы варианты при прежнем курсе? Сжигание ЗВР на поддержание курса. Но если поступать так, то получится вот что:

Стратегическое предприятие не в состоянии обслуживать собственные долги, перезанять может только у государства, либо пойти по миру, т.е. распродать свои активы, либо акции. Кто является покупателем? Либо западный партнер, либо государство (если предприятие негосударственное). Т.е. приходим к тому, что вся собственность становится государственной или иностранной. Далее государству, чтобы обслуживать долг, приходится либо тратить ЗВР страны, либо продавать за бесценок акции этим самым «партнерам». Затем резкая инфляция и обнищание населения с повторением 90-х, только без возможности восстановления, второй шанс нам не дадут.

Конечно, можно будет плюнуть на долги, и избрать путь КНДР. Но тут понятно, что при игре в долгую мы проиграем, народ не может жить в режиме мобилизации бесконечно, потому рано или поздно придет свой Горбачев с идеей перестройки.

Каков второй вариант? Отпустить рубль.

Говорят о недооценённом в 2,5 раза рубле. Что это значит? Экспортер потерял в выручке в валюте в 2-3 раза, но при этом у него и себестоимость товара упала в 2-3 раза (расходы-то у него в основном в рублях). Т.е. предприятие обслуживает собственные долги (не жирует, но и не при смерти), ЗВР на месте, происходят очень интересные процессы — добывать нефть и газ в РФ становится выгоднее, чем в СА, Катаре, Норвегии, США, Канаде и т.д.

Еще очень большой плюс РФ по сравнению с такими странами, как Ливия, Ирак, Алжир и др., т.е. странами, экономики которых работают в нац. валюте, заключается в ее высоком научном потенциале. Т.е. низкая себестоимость экспортного товарв в совокупности с высоким курсом доллара и евро приводят к тому, что экспортеры вынуждены искать отечественных поставщиков взамен зарубежных (а при их при отсутствии — становится выгодно создавать таких поставщиков), что повлечет развитие смежных отраслей.

Таким образом, видно, что второй вариант единственно возможный — при игре «в долгую» на низких ценах на экспортные товары и слабом рубле точкой кристаллизации (вопреки желанию наших врагов) становятся наши экспортеры, на которых медленно начинает нарастать мясо здоровой отечественной экономики. Да-да — те самые экспортеры, которые по задумке условного Запада должны были потянуть нас на дно из-за низких цен, нас вытащат. Более того, из-за низкой себестоимости мы начнём выдавливать конкурентов через демпинг с рынков (цены-то низкие — они для всех низкие, соответственно кто сможет опустить себестоимость, тот и выиграл рынок), т.е. захватывать рынки сбыта во время перепроизводства, вот такой парадокс. И чем дольше будет сохраняться такая ситуация, тем сильнее она упрочит наше дальнейшее глобальное присутствие. Т.е. это своеобразный «китайский» путь развития, пройдя который, мы выйдем более сильными.

Но у этого пути есть также и минусы. Весь этот путь придется нести нам с вами на собственных плечах. Перестройка экономики приведет:

  1. К уменьшению торговли импортом. Хотя старые поставщики с юр.адресами головных контор в США, Германии и Франции прямо вот сейчас лихорадочно ищут, как сделать, чтобы их импорт к нам не умер. В смысле, совсем… Решения идут породой даже экзотические. Берут линейку продуктов прошлых (хоть и недавних, но все же прошлых) лет, о которой было публично заявлено, скажем, в прошлом году, что она убирается из текущего и перспективного модельного ряда. И начинают это задвигать в Россию. Их госструктуры экспортного регулирования ничего серьезного сделать не могут, ибо это не новьё. Цены они могут понижать. А линейки те до сего дня фактически ничем (кроме модных свистелок и перделок) не уступают «хайтечу» текущего и перспективного модельного ряда. Они из штанов выпрыгнуть готовы, лишь бы их предыдущие многолетние и многомиллиардные инвестиции на рынке СНГ (и, прежде всего, России) не пропали. Они их, может, уже и отбили, но отдавать завоеванные ниши и регионы они не хотят. Хитрят при этом как только могут.
  2. Коллапс части сферы услуг, спад второстепенных производств внутреннего рынка. Хотя крупных центров, столиц это не коснется. Произойдет это из-за перераспределения тур. потока с Испаний, Италий на Сочи, Питер, Крым, Алтай. Конечно, покупательная способность среднестатистического гражданина упадет, его уровень жизни просядет. Кто ездил на БМВ — придется ездить на Хундае, кто ездил на Хундае — пересядет на Калину. Но, если мы сумеем выдержать эту долгую войну (лично я считаю, что 16 год для граждан выйдет трудней 15-го), то выйдем победителями. Чем больший процент ВВП мы будем потреблять внутри страны, тем стабильней и крепче мы будем стоять на ногах. И тогда сколько стоит зеленая бумажка — для россиянина не будет иметь никакого значения.

На мой взгляд, Путин, говоря, что мы прошли пик кризиса, имел в виду именно то, что мы прошли точку невозврата, что у экономики нет другого пути, что мы выдержали и дальше начнется здоровый рост в указанном тренде. А не то, что жизнь простого человека прямо сейчас начнет улучшаться, и начнет расти его покупательная способность — с этим сейчас во всём мире плохо, все катятся в минус. Придется стиснуть зубы и работать.

Общий (государственный и частный) внешний долг России:

01.01.2014 — 728,9 млрд.01.01.2015, — 599,0 млрд.01.01 2016, — 515,3  млрд.

Общий долг снизился на 215,4 млрд за 2 года.

Международные резервы России:

01.01.2014 — 510,5 млрд.01.01.2015 — 386,2 млрд.01.01 2016, — 368 млрд.

Подтаяли на 142,5 млрд. за 2 года

Как видите, общий внешний долг России в баксах снизился в 1,5 раза сильнее, чем уменьшились государственные резервы. Вот почему есть причины утверждать, что ситуация под полным контролем. И это в период испытаний и комплексной атаки по всем фронтам на государство, в период перекрытия западного кредитования, как для частного российского бизнеса, так и для государства.

И в целом Россия заметно сильнее, чем западный мир, готова к возможному финансовому кризису в мире — экономика мобилизована, пузыри посдувались, гайки подтянуты. По сравнению с 2014 годом, в этом году объем выплат по внешним обязательствам снизился практически в 2 раза.

Более того — долговые активы самой РФ (задолженность нашему государству со стороны других стран, физических и юридических лиц) составляют 1013,2 млрд.долл, — то есть, в общей сложности значительно превышают показатель внешнего долга России на 2015 год.

Россия полностью рассчиталась с Парижским клубом кредиторов — неофициальной межправительственной организацией развитых стран, и наравне с Австралией, Японией, Канадой и еще 15 государствами осуществляет реструктуризацию задолженностей стран, которые развиваются.

Опять же у нас есть такой резерв, как деофшоризация: ежегодно на протяжении последних 15 лет из страны «уходили» десятки миллиардов долларов, которые осели в офшорной зоне на счетах олигархов. Это солидная «заначка», которую, в случае крайней необходимости, государству под силу вернуть (хотя бы частично), и уж точно можно перекрыть на будущее.

В общем, не спешите нас хоронить — мы еще на ваших поминках станцуем.