КОЛЯДКИ НА МОВЕ, ПОЛУПУСТЫЕ РЕСТОРАНЫ И БЕДНЯКИ НА УЛИЦАХ

В дневнике киевлянки — о беженцах с Донбасса в монастырях и молитвах о мире

original-8228100

От Киева до Кижей теперь не доехать

Мы с дочкой поехали прогуляться в Голоссевский лес. В глубине леса – озера и недалеко от них из склона бьет святой источник с необычайно вкусной родниковой водой. Решили набрать бутылку воды. Перед нами мужик стоял и вдруг возьми и расскажи, что источники, откуда течет такая вода, есть в Карелии, куда он ездил в 2013-м к сестре. Немолодой мужчина показал мне фото в своем айфоне:

Синие, как огромные плоские блюда, озера, темный, мрачноватый лес. Природа Украины и России отчасти схожа.

— Поедете еще? — спрашиваю.

— Да как поедешь-то? В Петрозаводске у меня сестра, племянники… Сперва мы все поругались, когда Майдан начался, а теперь ни у кого нет денег: ни у меня на поездку, ни у них – принять гостей. Тяжело они переживают за все, что тут произошло. А меня тянет в Карелию. Там грибы такие и рыбалка! Таких грибов тут нет, рыбалка тоже не та. Так, жалкая копия.

— А деревянные церкви стоят еще? – спрашиваю.

— Да стоят, в Кижах. Много разрушено и сгнило. А как сейчас — не знаю. Три года прошло. Россия большая, проблем там много, — философски заметил мужчина.

Мы набрали бутылку воды и пошли. Ну что тут скажешь в ответ?Здесь все в ожидании Рождества. А для православных людей — Рождество — это всегда надежда на лучшее.— Надо верить, — посоветовал мужчина на прощание.— Да-да, — ответила я и отпила холодной, прозрачной, ледяной воды. И стало очень хорошо.

4 января

Сначала был праздник, потом — похороны. Но в Киеве решили совместить

По метро ходят потные мужики в вышиванках и сельскихзипунах: поют колядки и щедривки. Почти никто не подает. Лежбища нищих на Крещатике. На Майдане сидит бандурист, тот самый, который сидел три года на Майдане и играл на бандуре, в желто-синем кафтане. Люди мрачно идут куда-то мимо. Везде очень скользко, потому что снег совсем не чистят. Иллюминация на фоне такого количества нищих выглядит гротескно-издевательски. Продукты снова дорожают, но киевляне уже почти все потратили на Новый год, и на очередное застолье у большинства просто нет денег. Кафе и рестораны — полупустые.У меня все-таки был некоторый шок от увиденного сегодня в центре города: на Михайловской площади — колесо обозрения, карусель. На Софиевской площади стоит огромная елка. А 2 января, буквально два дня назад, в одной части площади люди пришли праздновать Новый год, на каруселях покататься, глинтвейну попить, а в двухстах метрах отсюда шли похороны героя АТО, бойца с позывным «Козак». Я себе этот фильм ужасов представила на минуту. И стало очень не по себе.

5 января

В Рождество – все молитвы о мире

Когда на праздники в церкви читают молитвы в Киеве, церквях УПЦ Московского патриархата, то обязательно произносят имена Святой Ольги, святого князя Владимира и других, потому как Киевская Русь – едина. Православные в Киеве от этого никогда не отказывались и не откажутся. Один «Крестный ход» с молитвой о мире чего стоил! Как только его тут не пытались запретить и оболгать, а люди прошли по всей стране.О мире будете молиться на Украине в Рождество? — осторожно спрашиваю местного молодого монаха.— Каждый день молим Бога, Господа нашего, чтобы дал мир Украине.— Как известно, украинцам предлагают 25-го декабря праздновать Рождество. Как это вам?— Никогда простой, православный христианин не станет отмечать праздники, которые не отмечал отродясь, — сказал священник, как отрезал. И стремительно, сильным, размашистым шагом пошел вглубь обители.По секрету скажу, что на территории Голосеевского монастыря живет очень много беженцев из Донбасса. Как только там война началась, они бежали сюда и в Лавру. В 2014-м очень боялись, что Филарет и радикалы Лавру и Голоссевский монастырь захватят. Но молитвы верующих, настоятеля монастыря отца Исаакия отвели беду. Сегодня сюда, в Голоссевский монастырь едут со всей Украины, и два года продолжают ехать беженцы с Донбасса. Многих беженцев в монастыре приняли: дали работу и даже общежитие для них построили. Некоторые переселенцы с Юго- Востока, оказавшись в Киеве в Голосеевском монастыре, пошли в послушники и рады этой судьбе безмерно. Не все могут пойти в ополчение, не все готовы уехать в Россию навсегда.Филарета тут монахи не жалуют. Называют христопродавцем и даже сатаной, потому что бойцов «Торнадо» — матерых и злостных преступников, убийц жителей Донбасса он благословил. Но о политике тут никто не говорит. Воздерживаются, да особенно пред праздниками — так вообще грех. Не хотят люди разговаривать на эти темы. Место не соответствует. К слову, в Голосеево есть могила матушки Алипии, которую должны были канонизировать, но не сделали этого, потому что та не на Украине родилась. Алипия была простой русской женщиной, из Пензы, в свое время она пешком в Киевскую Лавру дошла. Ей многие тысячи людей в Киеве поклоняются как своей заступнице, несмотря на то, что не канонизирована. Из России много паломников приезжает, чтоб матушке поклониться.Звонят во всю колокола. Праздник приближается. Казалось бы, такие простые азбучные истины: жить в мире, верить, не убивать, любить ближнего.А вот, поди ж ты! Не получается пока на Украине. «Отче наш, иже еси на небеси… Да святится имя твое!», — шепчут женщины, чьи лица освещают горящие свечи, по ним текут слезы радости и очищения. И разве веру в чудо и в спасение можно отнять у человека?С Наступающим Рождеством вас, православные!

Полина Орловская