Открытие еврейского общинного центра в Московской области
Фото: Илья Питалев / РИА Новости
После недавнего нападения на Московскую хоральную синагогу Россию уже сложно назвать островком безопасности для евреев. Но еврейский ресурс сегодня помогает Москве в решении актуальных внешнеполитических задач. Это не гарантирует того, что антисемитские демарши в стране не повторятся. Зато повышает влияние еврейских организаций и их спонсоров.
«Европа 2016 года напоминает Соединенные Штаты XVIII века, которым очень не хватало мощного федерального правительства и сильной армии для отражения возникающих угроз и защиты своей только что обретенной независимости». Этот фрагмент из недавнего выступления в Европарламенте президента Конференции европейских раввинов Пинхаса Гольдшмидта наверняка был оценен по достоинству парламентариями.
Тем более что, не ограничиваясь историческими аналогиями, Гольдшмидт подчеркнул: «Люди и страны готовы объединиться в рамках федеральной модели, поделиться частью своего суверенитета, дабы взамен обеспечить экономический рост и получить гарантии безопасности. Но если Евросоюз никак не отреагирует на этот запрос — силы, выступающие за дезинтеграцию, возьмут верх».
Не так уж часто еврейские религиозные и общественные деятели в своих публичных выступлениях идут дальше рассуждений о борьбе с антисемитизмом и ксенофобией и предлагают конкретные варианты государственного и политического переустройства. А здесь о федерализации как о едва ли не единственном варианте, позволяющем ЕС выйти из кризиса, говорит человек, который не только руководит авторитетной европейской раввинской организацией, но еще и является главным раввином Москвы.
Главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт помогает европейским лидерам лучше понимать российских евреев
Фото: Fabrizio Bensch / Reuters
Отсюда, конечно, не следует, что Гольдшмидт — рука Кремля или российского МИДа. Но в том, что лидеры еврейской общины России заметно усилили свое влияние в мире, сомневаться не приходится. И в этом смысле весьма символично, что выступление главного раввина Москвы в Европарламенте совпало по времени с 20-летием Российского еврейского конгресса (РЕК), к созданию которого Пинхас Гольдшмидт имел самое непосредственное отношение.
В середине 90-х РЕК рассматривали в качестве организации, способной объединить весьма неоднородное российское еврейство и эффективно представлять его интересы в стране и в мире. Перед глазами имелся достойный пример для подражания — Всемирный еврейский конгресс (ВЕК). О том, какими возможностями обладал ВЕК, наглядно свидетельствует пассаж о его тогдашнем президенте Эдгаре Бронфмане из израильской газеты Haaretz: «Он смог сформировать связи, которые не смог бы наладить как независимый владелец алкогольного концерна. Его принимал Папа Римский, он вел переговоры от имени еврейского народа со швейцарскими банками и летал на встречи с мировыми лидерами».
https://goo.gl/OcMnAr