original-8609627
Эх, референдум, референдум…

В продолжение цикла статей, посвященных конфликту на Украине (рассматриваемому как прокси-война между США и Россией), блогер информационного центра « AfterShock» Юрий — Западная Сибирь, анализирует события на Донбассе, происходившие в в конце апреля — начале мая 2014 года. По его мнению, ключевыми событиями этих дней стали референдумы о самоопределении самопровозглашённых Донецкой и Луганской Народных Республик, проведённые 11 мая 2014 года. В отличие от крымского референдума, который отнюдь не был спонтанной реакцией жителей полуострова на события в Киеве, а являлся частью плана Кремля по воссоединению Крыма с Россией, референдумы в ДНР и ЛНР не только не были санкционированы Кремлем, но были проведены вопреки просьбам и настойчивым рекомендациям, прозвучавшим со стороны руководства РФ.
В статье «Война-прокси. Донбасс, роковой референдум» утверждается, что это «народное волеизъявление» было провокацией Киева и его западных кураторов. В случае если бы она удалась, дальнейшие события, по замыслу ее авторов, развивались бы по такому сценарию: Запад и Киев отказываются признать итоги референдума, а Россия оказывается перед непростым выбором — признать его итоги или нет. В случае признания ответственность за возможную эскалацию противостояния между Республиками Донбасса и Киевом автоматически была бы возложена на Россию. При этом резко возросла бы вероятность непосредственного вовлечения ее в конфликт — вплоть до ввода регулярных воинских частей и соединений на территорию, которую мировое сообщество считало территорией Украины. И если крымчанам, по мнению Юрия, повезло — события развивались столь стремительно, что Крыму удалось проскользнуть в «окно возможностей», то на Донбассе инициатива с самого начала была на стороне Киева.К моменту проведения референдума подразделения ВСУ были отмобилизованы и развернуты на Донбассе. В случае, если бы вооруженные силы России выступили на стороне Республик, она вне всяких сомнений оказалась бы агрессором, причем не только в глазах мирового сообщества, но, в первую очередь, в глазах военнослужащих ВСУ.

Юрий полагает, что геноцид Киева против народа Донбасса был возможен лишь в том случае, если бы Россия признала итоги референдумов. При этом, считает он, не важно, было бы Республикам отказано в присоединении к России или нет. В любом случае сценарий один — «жуткие картинки уничтожения русских в ЛДНР, поток беженцев и крайнее недовольство россиян своей властью». Иными словами, признав итоги референдума, Кремль неизбежно встал бы перед необходимостью вводить войска и начинать войну с Киевом, уверен Юрий. Альтернатива этому — потеря власти.

Впрочем, как показали последующие события, отказ руководства России от признания итогов референдума не помешал Киеву запустить механизм так называемой АТО, которая, скажем прямо, стала одним из вариантов (пусть и не самым жестким) геноцида. Следует заметить, что формулировка «Россия уважает выбор народа», использованная вместо юридически безупречного «признания» Республик, оставила руководству России столь необходимую ей свободу для дипломатического маневра. Спустя две недели после референдумов в ДНР и ЛНР состоялись выборы президента Украины, к итогам которых Россия применила ту же самую формулировку. Таким образом, не вступая в открытую конфронтацию с хунтой, оставляя возможность решения спорных вопросов за столом переговоров, руководство РФ отказывало Киевской власти в легитимности, уравнивая ее в правах с руководством ДНР и ЛНР.

Так закладывались предпосылки для Минского процесса, важнейшей частью которого стали прямые переговоры между представителями Республик и Киева, а не представителями России и Киева, как того хотелось «новой» украинской власти. Вот что пишет Юрий:

Донбасс, роковой референдум

Референдум действительно средство для волеизъявления народа. Но при одном условии. Результаты референдума хоть кто-то должен признать.Референдум был очень важен для населения Донбасса. По сути, с этим требованием и происходило провозглашение ЛДНР, его решили проводить незамедлительно. Хотя даже простая логика подсказывает, что ЛДНР нужно было легитимировать. То есть, сначала нужно провести выборы в ЛДНР, и только после выборов решать такие серьезные вопросы, как будущее этих территорий.Легитимация власти — это крайне серьезно. Вон как сейчас Киев из «кожи выскакивает», но не дает провести выборы в нынешней ЛДНР. Это отсутствие легитимации потом сыграло очень плохую роль в развитии событий. Ну ладно, республики решили провести референдум незамедлительно. Но постепенно с референдумом и вокруг него стали происходить различные странности. Сразу хочу сказать, эти странности не связаны с простыми людьми. Все, о чем говорили про референдум — все правильно. Была поддержка от простых людей, на референдум собирали деньги, активисты работали бесплатно, часть местных властей поддержали голосование, люди действительно массово шли и голосовали.За что голосовали люди? Давайте не будем лгать сами себе. Люди голосовали за будущее присоединение к России.И тут возникает вопрос: А что случилось-то? Еще месяц назад люди не желали независимости, единственно, чего они хотели — это самостоятельности в составе Украины. Давайте попытаемся ответить на этот вопрос, заодно при рассмотрении выявятся все странности. У меня ответ следующий. Донецкий референдум был ловушкой для России. Это была попытка повторить крымский сценарий, но с совершенно другим концом. Планировался очередной детонатор войны между Россией и Украиной. Давайте подробнее.

Первое

Формулировка референдума была юридически некорректна. Исчез пункт «За Украину»:

original-5137984

Тем самым были ущемлены права сторонников единой Украины, они остались дома. Сейчас просто неизвестно, сколько их было на самом деле. А ведь еще в мартовской попытке референдума этот пункт был:

original-5659671

Вот это юридически правильный референдум. Добавить бы третий пункт -»независимость Донецкой области», так вообще, юридически безупречно. Исключение пункта «За Украину» сделало результаты референдума бессмысленными. Их никто никогда не признает. Нынешним властям ЛДНР лучше не вспоминать о этом незадачливом факте своей истории. Интересно, кто настоял об исключении этого пункта из бюллетеня.Далее, в случае присоединения ЛДНР к России, игнорирование прав проукраинской части населения сделало бы партизанскую войну почти неизбежной. Очереди на избирательные участки тоже не являются признаком массовой поддержки референдума. Они объясняются банально просто. Избирательных участков было очень мало. В Мариуполе, вместо 80-ти было, по разным оценкам, от 4-х до 8-и. Это же показывает качество контроля, даже толком неизвестно, сколько избирательных участков было. Кроме того, нет достоверности в результатах референдума. Сколько людей проголосовало, как голосовали, ничего толком неясно. Украина дает одни цифры, ЛДНР заявляет совершенно другие. Ничего проверить невозможно.

Второе

Киев фактически не препятствовал проведению референдума. Это факт вообще «выносит мозг». Две мятежные области наводнены правительственными войсками, объявляется совершенно сепаратистский референдум. Что должна сделать вменяемая власть. Отдать приказ неизвестно чем занимающимся войскам, и те подавят мятеж? А вот и нет. Нужно дать провести референдум, а воевать начать только через месяц. Не могли из за серьезного сопротивления? Как говорил конь Юлий из «Трех богатырей»: «Не смешите мои копыта». Вот как укры возвращали контроль над Мариуполем. 13 июня 2014 года батальон МВД Украины «Азов» при поддержке украинских силовиков и бронетехники выбил повстанцев ДНР из всех удерживаемых зданий. Наиболее длительный бой развернулся возле местного штаба ДНР.К концу дня над административными зданиями Мариуполя подняты украинские флаги. В результате операции убито 5 бойцов ДНР, несколько десятков — арестовано. Всего один батальон МВД (даже не армия) за один день поставил под контроль полумиллионный город (сравните с сирийским Алеппо). Это не значит, что бойцы ДНР сплошь трусы и неумехи, это означает, что, даже спустя месяц после референдума, контроль ДНР над Мариуполем был призрачным. Два десятка человек сидело в зданиях под флагами ДНР, а город жил параллельной жизнью. Так что никаких проблем в задаче не допущения референдума не было. Но нет, укровойска были введены в мятежные области и нихрена там не делали. Была другая задача, ждали российские войска?

Третье

Примерно за десять дней до референдума начались провокации, которые переросли в акции устрашения.Из истории Мариуполя. Сразу хочу показать отношение местных элит и населения Мариуполя ко всему происходящему в марте-апреле 2014 года. Из Вики.

«14-15 апреля народные депутаты Украины Владимир Бойко, Алексей Белый, Сергей Матвиенков, руководство завода Азовмаш, Мариупольского морского торгового порта, ректора Мариупольского государственного и Приазовского государственного технического университетов, председатели городского совета ветеранов, Приазовской ассоциации ветеранов Афганистана (воинов-интернационалистов), главный редактор газеты «Приазовский рабочий», председатели профкомов предприятий комбинатов им. Ильича и «Азовсталь» призвали мариупольцев не поддаваться на призывы к радикализму и насилию с какой бы стороны они не раздавались»

Городу наплевать и на тех и на других, главное, чтобы было тихо. Попытка сохранить общественное спокойствие, увы, не получилось. Все события описывать не буду, скажу только, что весь март и апрель в городе шло противостояние: сторонники ЛДНР — сторонники Украины. Постоянно мелькали странные люди в масках, одетые в черную одинаковую форму. В масках такие люди агитировали за ЛДНР и развешивали флаги России, без масок их потом опознали, как боевиков из отряда Ляшко. Вечером 3 мая в центре Мариуполя началась стрельба, перешедшая в ночной вооружённый конфликт. Причины и ход событий до сих пор не выяснены. Сообщалось, что неизвестные люди в чёрной форме и масках без опознавательных знаков штурмуют здание городской администрации.Вместе с тем, за ночь в больницы города люди с огнестрельными ранениями не поступали. Милиция на следующий день вообще несла какую то «дичь», совершенно не объясняющую ночную стрельбу. Конфликт развивался. 6 мая начали поступать сообщения о перестрелках в районе аэропорта, которые были восприняты, как начало штурма города. Очевидцы рассказывали об очередном появлении «людей в чёрном», которые оказались военизированным формированием Олега Ляшко. Градус противостояния все нарастал.В ночь с 6 по 7 мая в центре Мариуполя произошли вооружённые столкновения между местными силовиками и сторонниками ДНР. Кульминация наступила 9 мая. Нацгвардия Украины расстреляла мирную демонстрацию в честь праздника 9 мая. Также пострадали случайные прохожие. Кроме того, нацгвардией совместно с ляшковцами была предпринята попытка штурма горотдела милиции со стрельбой по пришедшим на помощь горожанам. Погибло более 20 человек. Милиционеры в горотделе сгорели заживо. Вот что писал журналист «Вести Украины»:

«Окончание штурма я успеваю застать — здание пылает как факел, стены зияют пробоинами — милицию обстреляли из гранатомётов и пулемётов. Здесь произошёл настоящий бой. Из здания пытались отстреливаться мятежные милиционеры, которым не посчастливилось остаться. Большинство же успело ретироваться. Между тем у спецбатальоновцев победоносного штурма не вышло. Не учли характер горожан. К милиции сбежалось огромное количество народа. Некоторые из собравшихся, как мне показалось, не верили в то, что могут быть убиты, — подняв руки, с громкими криками и матом они шли на нацгвардейцев, не обращая внимания на предупредительные выстрелы. Своё чёрное дело сделал и алкоголь — почти все собравшиеся, в том числе и женщины, были «под градусом»

Насчет «градусов» — так ведь праздник был, 9 мая. После всех «подвигов» бронетехника НГ на большой скорости вырвалась из города, чуть не передавив по пути прохожих. Кажется, нацгвардия незадолго до референдума «отличилась» где-то еще. Между прочим, через день после всех этих «подвигов» НГ в Мариуполе — референдум о независимости Донбасса.А теперь, положа руку на сердце, скажите, как должны голосовать люди в ЛДНР после всех этих деяний ляшковцев и нагвардии Украины? Люди были перепуганы и возмущены. Перед глазами людей стоял пример Крыма, где очень быстро был наведен порядок. Вот и голосовали за будущее присоединение к России. Так что со стороны Киева было сделано все, чтобы этот референдум состоялся, чтобы люди пошли на него и чтобы голосовали за независимость, имея ввиду будущее присоединение к России. Сразу же после референдума ДНР обращается к России с просьбой о включении в состав России. ЛНР вроде бы не обращалась. Ну прямо картинка: «Путин, забирай Донбасс, тебе его на блюдечке выложили».Естественно, что Запад и Украина этот референдум не признали. Давайте подумаем, что получилось бы, если бы Россия признала референдум. Сказав А, нужно говорить и Б. После признания со стороны России неминуемо последует просьба о включении ЛДНР в состав России, ДНР так вообще, сразу попросилась. Что делать? Если согласиться и признать ЛДНР частью России, то нужно на Донбасс вводить войска. А там уже развернута украинская армия. Это в Крыму никто из «партнеров» не был готов к присоединению Крыма к России. Пока все приходили в себя от изумления, Крым проскользнул в «окно возможностей».А с Донбассом наши «партнеры» уже приготовились. ВСУ отмобилизовали, вооружили и развернули на Донбассе. Значит, это война России с Украиной, где Россия выглядит стопроцентным агрессором. Если войска не вводить, то Украина начнет геноцид Донбасса, а ведь жители Донбасса уже признаны гражданами России. Опять война. Если признать референдум и отказать в приеме ЛДНР в состав России, то опять же, будет геноцид Донбасса, жуткие картинки уничтожения русских в ЛДНР, поток беженцев и крайнее недовольство россиян своей властью. Руководству России равно придется вводить войска и начинать войну. Альтернатива этому потеря власти.В итоге Россия не признала референдум, это был единственный выход из положения. Россия выскользнула из ловушки. Что случилось после референдума? Как по щелчку до конца мая прекратились серьезные силовые акции со стороны Украины. Хотя, скорее их стали приписывать ЛДНР. Этому есть объяснение. Это будет в следующей статье.Нужно сказать, что Россия пыталась отложить референдум. Президент России Путин 7 мая заявил следующее.

«Мы считаем, что самое главное — это наладить прямой диалог, прямой полноценный диалог между сегодняшними киевскими властями и представителями юго-востока Украины, в ходе которого представители юго-востока Украины могли бы убедиться в том, что их законные права в Украине будут гарантированы. И в этой связи просим представителей юго-востока Украины перенести референдум, чтобы создать необходимые условия для этого диалога».

А его пресс-секретарь Песков потом уточнил, что это не просьба, а рекомендация. По мне,так это почти неприкрытое обращение к ЛДНР: «Мол, рано, не спешите, придет время и проведем». Ну не напрямую же говорить такое! И что было в ответ на эту почти неприкрытую рекомендацию главы страны, к которой ЛДНР собралась присоединяться? А ничего, решили провести референдум с формулировкой: «Из-за продолжения боевых действий». Блин, какие боевые действия. У вас кроме Славянска нигде ничего не происходит. Бардак со стрельбой на улицах, да, присутствует.Вот так, этот роковой референдум сорвал какую-то геополитическую «игру» для России, чуть не начал полноценную войну между Украиной и Россией, изрядно навредил имиджу ЛДНР в мире и на самой Украине, заметно приблизил войну на Донбассе.PS: Каюсь, я совсем забыл про геноцид русских в Одессе 2 мая. Именно одесские события 2 мая были основной причиной того, что жители Донбасса массово голосовали за независимость. Получается, что Одесская трагедия преследовала две цели. Запугать русских Юго-Востока и заставить население Донбасса голосовать за независимость. Кусочки кровавого пазла под названием «майданная Украина» понемногу встают на места. Какая же мерзкая картинка вырисовывается. Одно утешает, не Россия автор этой кровавой картины.

Комментарий автора:

Это еще не вся грязь, которая начала всплывать. В следующей статье будет еще грязнее.

Юрий-Западная Сибирь
Источник: Информационный центр AfterShock