Вашингтон оказался перед непростым выбором на Ближнем Востоке.

original-1825887

Для американской политики на Ближнем Востоке сейчас настали сложные времена. Провал путча против президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и его разворот в сторону Москвы заставляет очень быстро менять стратегию, что порождает ошибки и вынуждает сдавать своих. Последствия подобной спешки могут выйти Вашингтону боком, но сейчас официальные лица США вынуждены улыбаться, делая хорошую мину при плохой игре.

Джо Байден в роли пожарного

Если посмотреть на ситуацию с точки зрения американского чиновника, то Джо Байден в последнее время занимается не своим делом. Он решает вопросы внешней политики, ведет переговоры с иностранными лидерами и разрешает противоречия американской дипломатии. Это работа госсекретаря, а не вице-президента, но видимо Барак Обама не может поручить важные переговоры никому другому. Поэтому Джо мотается по земному шару в интенсивном режиме.

Его визит в Турцию имел главной целью поиск точек соприкосновения, на которых нынешний режим в Анкаре согласился бы и дальше сотрудничать с американцами. Больных тем у Эрдогана сегодня две.

Первая — личная — это Фетхуллах Гюлен. Президент Турции строит авторитарный режим, не терпящий никаких сильных оппозиционеров. Он должен выстроить такую систему, при которой никто не мог бы играть серьезную игру с турецкими «оппозиционерами», кем бы они ни были, а потому Гюлен и его организация должны быть уничтожены.

США не могут просто так взять и сдать своего подопечного (а связи турецкого «ученого» и ЦРУ общеизвестны). Это вызовет неблагоприятные волнения в среде американских марионеток, которые поймут, что в случае чего их тоже сдадут и будут действовать исходя из этой парадигмы. С другой стороны, этот вопрос для Эрдогана принципиален, и он не намерен отступать. Лучшим вариантом для США и Турции, наверное, была бы скоропостижная смерть Гюлена, тем более, что ему уже за 75 лет.

Вторая проблема — общетурецкая — это Курдистан. Ни одно турецкое правительство не согласится на создание данного государственного образования, так как это неминуемо приведет к военному конфликту на ее территории и, возможно, разделу самой Турции. А потому по курдам Анкара всегда наносила удары на упреждение и тем самым купировала на время для себя угрозу с их стороны.

Все было «хорошо», но лишь до того момента пока американцы не сделали ставку в регионе на Курдистан. Созданная ими за последний год армия уже фактически независимого Курдистана смогла взять под контроль значительные территории Сирии и даже перенесла войну на территорию собственно Турции, наладив связи с боевиками РПК (Рабочей партии Курдистана).

Вторжение: «Щит Евфрата»

Визит Джо Байдена в Анкару состоялся 24 августа 2016 года. Накануне вечером турецкое правительство уведомило все заинтересованные страны (в том числе Россию и США) о своем решении начать «активную борьбу против боевиков ИГ» («Исламское государство — запрещенная в РФ террористическая группировка» — прим. ФАПН). Уже утром, в день визита американского вице-президента, спецназ и танковые части ВС Турции пересекли границу, а артиллерия начала наносить удары, в том числе и по позициям курдских ополченцев. США были поставлены перед выбором: либо Курдистан, либо Турция, причем время было выбрано исключительно удачно. Американцы сами хотели поговорить о будущих отношениях, а значит, уйти от такого прямого вопроса уже не могли (как это недавно сделал Барак Обама).

Уже к вечеру стало известно, что турецкие и курдские части вошли в соприкосновение южнее города Джераблуса и о турецком ультиматуме: курды должны либо убраться на восточный берег Евфрата и передать «освобожденную» ими от ИГ территорию «умеренным» протурецким оппозиционерам, либо турецкая армия их атакует.

Джо Байдену в текущих обстоятельствах и жестком временном цейтноте не оставалось ничего иного, как поддержать требование Эрдогана и рекомендовать своим курдским подопечным принять условия Анкары. Правда, к утру 26 августа курды так и не отвели свои части, а лишь формально сообщили о выводе своих подразделений из Манбиджа и передаче контроля над городом своим арабским союзникам по коалиции. Но Турцию это не удовлетворило. По сообщениям CNN, сегодня ночью турецкая артиллерия вновь открыла огонь по курдским позициям севернее Манбиджа, а огромные колонны военной техники не позволяют сомневаться в их дальнейших намерениях. 

Также, практически без больших боев сдают свою территорию турецкой армии и боевики ИГ. Вероятно, это вызвано двумя причинами. Силы ИГ не беспредельны. Не могут они тягаться еще и с турецкими ВС, главные силы которых находятся неподалеку. К тому же все самые идейные отряды террористов находятся на линии фронта, а тылы держат отряды, сформированные преимущественно из местных «ополченцев», которым перекрашивать свои знамена не впервой. А может все еще проще и идет простой договорняк.

Вполне вероятно, что очень скоро фронт покатится к югу, где регулярная армия Турции будет сметать все на своем пути. Где она остановится, зависит от тех задач, которые перед ней стоят. Вероятно, она поставит под контроль своих «умеренных» ставленников те районы, на которые могут опереться курды. Далее идти для них смысла нет, это уже проблема Асада. На восток от Евфрата турецкие войска пока тоже не пойдут. Видимо, именно так и выглядит тот компромисс, на который готовы пойти сегодня американцы. Это тактическое отступление дает им самое главное — время. Время на поиск точек соприкосновения с Турцией.

Не стоит думать, что Турция искренне пошла на союз с Россией. У нее не было иного выхода, но как только он появится, появится и вилка решений для Эрдогана. На что готовы пойти ради этого в Вашингтоне, вопрос будущего, а пока турецкие ВС атакуют американских союзников и одновременно своих главных врагов в регионе — курдов.

Автор: Георгий Низовой

http://goo.gl/CCiFuj