Книга швейцарца посвящена проблеме русофобии. 

Интересно, что у нас считается, что русофобии не существует, что это – выдумки ватников. Действительно, термин «русофобия» был впервые употреблен в 1867 году Федором Тютчевым. Он писал, что заметил новое явление – русофобию некоторых русских людей, кстати, весьма почитаемых.

На мой взгляд, это очень интересный момент: можно было бы подумать, не вызвана ли русофобия у иностранцев тем раздражением и неприятием друг друга, которое встречается в нашей стране. Но автор пошел по традиционному пути: большая часть книги описывает виды русофобии и ее причины.

Меттан считает, что русофобия появилась после разделения церквей, и вначале ее можно было назвать «византияфобией». Виновником византияфобии был Карл Великий, который мечтал воссоздать Римскую империю, а ему в этом мешала. Он считал, что Восточная Римская империя должна подчиниться его империи. 

Для выстраивания оппозиции Карл Великий чрезмерно раздул проблему различного понимания некоторых церковных догматов и добился того, что римская формула стала считаться в Европе единственно верной. Позднее это привело к церковному расколу.

Тут важно то, что условный Запад (хотя он тогда еще и не оформился) требовал безусловного подчинения Востока. Так, Восточная церковь считала римского папу одним из епископов, а Западная – наместником бога на земле. Для обоснования своих притязаний папы даже использовали фальшивку – Константинов дар. Это была сфабрикованная в 11 веке дарственная, по которой Константин Великий якобы отдавал римскому папе Сильвестру I власть над Восточной церковью, а также всевозможное имущество за излечение от проказы. Только в 15 веке доказали подложность этого дара. 

Второй важный момент тот, что Западу удалось почти полностью стереть Восточную Римскую империю из истории. Так, появилось название Византия. А ведь они сами звали себя ромеями. Византий – это был небольшой город, на месте которого Константин построил огромный Константинополь. Но Европа не хотела, чтобы помнили о величии империи. 

За Византией не признается никаких заслуг. Пишут только о деспотизме, дворцовых интригах, жестокости, религиозном фанатизме, упадке и конце Византии, но не о том, что она существовала на 1000 лет дольше, чем Римская империя, не о том, что Византия сохранила лучшие образцы античной культуры и философии. 

Ненависть от Византии перешла к России по наследству в тот момент, когда Москва провозгласила себя Третьим Римом. 

Но я бы сказала, что еще одним фактором является боязнь татар. Ту территорию, на которой располагается Россия, на картах обозначали как «Тартария». 
Наконец, я не исключаю, что на заре истории между индоевропейскими племенами существовали сложные отношения, и будущие славяне находились в подчинении у будущих германцев. 
В головах европейцев произошло смешение Византии, татар-монголов и славян. Это странная смесь страха, презрения, зависти и возмущения тем, что бывший подчиненный смеет не слушаться.

На слово «Россия» у европейцев выработан условный рефлекс, как у собаки Павлова – они немедленно начинают клеветать, возмущаться, насмехаться. 

И сделать тут ничего нельзя. Но иногда Запад может иногда сменять гнев на милость, но только тогда, когда помощь России им жизненно необходима.
Меттан показывает, как менялась риторика в отношении России после событий 9.11, когда нужна была помощь России для нападения на Афганистан. 

Дольше всех традиция русофобии существует, как ни странно, в далекой от нас Франции. Причины ее религиозные (католичество-православие) и восходят еще к Византии. А наибольший вклад в русофобию внесли философы Просвещения. Россия изображалась ими как пример абсолютного деспотизма. Важнейшим недостатком России было, по их мнению, отсутствие третьего сословия. Россия – страна рабов и господ, а господа — сами рабы царя. 

Французы придумали фальшивое завещание Петра I, в котором тот завещает покорить Европу. 
Благодаря деятельности французских русофобов утвердилось мнение о России, как об азиатской, а не европейской стране. 

Английская русофобия возникла после победы над Наполеоном. Англичанам показалось, что России слишком сильна. Страшным сном англичан было то, что Россия в одиночку победит Турцию, захватит Константинополь и восстановит Византийскую империю, но в гораздо большем объеме. 

С тех пор англичане поддерживали все националистические движения внутри России, а заодно старались покорить Афганистан, чтобы преградить русским путь в Индию. Да-да, они боялись, что мы отнимем у них Индию. 
Забавным показалось мне утверждение автора, что «Дракула» Стокера написан про русских, а не про румыны. Румыны там только предлог, а тогда все читатели понимали, что это про Россию, тем более, что одно время Румыния входила в состав России. 

Немецкая русофобия возникла вместе с возникновением единого германского государства. На почве объединения у немцев несколько поехала крыша, и они вообразили себя высшей расой. С тех пор у них стали появляться теория, что славяне биологически неполноценные, что Россия плоха тем, что это – многонациональное государство, а немцам нужно много земли и отжать ее нужно у России. 

США возненавидели Россию за социалистическую революцию. Они вместе с немцами долго занимались тем, что приравнивали фашизм к коммунизму, Гитлера к Сталину, нивелировали роль СССР в Победе.

То, что антисоветизм был разновидностью русофобии, стало очевидно после распада СССР. Никто не отметил того удивительного факта, что Россия добровольно рассталась с 40% своей территории и населения, чего никогда не делало до нее ни одно государство. Вместо того, чтобы сказать спасибо, все вновь поставили старую пластику о русском экспансионизме, деспотизме, рабстве, отсталости и т.д. 

Меттан вспоминает самые яркие примеры русофобии в последнее время. Он подробно написал, как освещалась трагедия в Беслане – вину за нее полностью возложили на Россию и Путина. Я не знала многих моментов в той оголтелой кампании, которая была развязана тогда на Западе – у нас об этом не писали.

А особенно диким выглядело поведении западных СМИ (и наших прозападных) в преддверии сочинской олимпиады. Стали с ура до вечера писать о притеснениях геев в России и высмеивать все, относящееся к олимпиаде.

Я тоже тогда была поражена. Помню, что Стивен Фрай, которого у нас обожал за роль в сериале «Дживс и Вустер», призывал бойкотировать олимпиаду за то, что у нас издеваются над геями. Я сама читала, что будто бы у нас прямо на улицах казаки ловят лесбиянок и насилуют их. 

А как один журналист оторвал у себя в номере уголок шторы, сделал фото — и это было на первых полосах крупнейших газет: «Караул! В Сочи штора оторвалась! Как можно там жить?!». И наши либералы все это перепечатывали. Я читала, и мне казалось, что я сошла с ума – не может быть, чтобы они это всерьез.

Но вот и не мне одной это казалось: Ги Меттан тоже отметил абсурд происходящего.

Также в книге описаны способы, с помощью которых западные СМИ формируют негативный образ России. Это слова с негативной коннотацией, это замалчивание заслуг, достоинств и выпячивание недостатков, это объявления пороков, присущих людям вообще, или большому ряду стран, исключительно русским и России. Например, у нас ущемляют геев – это отмечают, а то, что в Саудовской Аравии их казнят – этого как бы не замечают. У нас было крепостное право – это ужас; в США было рабство, но это можно понять, и к тому, же они его отменили. В Пруссии крепостное право отменили на 50 лет раньше, чем у нас, но ведь даже не вспоминают, что оно у них вообще было. 

И так по всем пунктам обвинения.

Ги Меттан не дает рецепта, как бороться с русофобией. А я считаю, что мы с этим ничего сделать не можем, но можем хотя бы прекратить русофобию внутри страны. На мой взгляд, это большая проблема, чем русофобия других народов.