Демократизация Молдавии: тот кто нам мешает, тот нам поможет.

original-6354533

30 октября в Молдавии выборы президента. Не исключено, что все решится уже в первом туре, хотя даже если будет второй, исход борьбы уже практически предрешен.  Облажавшиеся «прозападные» политики Кишинева будут отодвинуты от власти (президент имеет право распускать парламент) и Молдавия вступит на скользкий путь, который, может быть, станет выходом не только для нее.

Тупик демократии

Молдавия вот уже 16 лет является парламентской республикой, главу которой выбирают не граждане, а парламентарии. Это было удобно, но только до того момента, пока градус противостояния в стране не вырос до предельного, а выборы президента в стенах парламента не превратились в бесконечную «санта-барбару».

Согласно действовавших до недавнего времени норм Конституции Молдавии, президент избирается в стенах парламента не менее чем тремя из пяти голосов. В случае, если таковое произвести не удается, должны назначаться перевыборы парламента и так до того момента, пока проблема не решится. В прошлый раз Молдавии для этого понадобилось три года. Несколько составов парламента пытались найти компромисс и только с n-попытки западу удалось протащить на должность «беспартийного» Николая Тимофти. Чтобы избежать повторения подобных недоразумений было решено изменить Конституцию. Кем решено? Ну не молдавскими политиками же.

Запрос в Конституционный суд делали депутаты Либерально-демократической партии. Смотрим, кто их «танцует» и делаем выводы.

5 марта 2016 года суд вынес решение вернуть старую форму выборов президента республики.

Палата №6 со столицей в Кишиневе

Молдавия не была бы Молдавией, если бы у нее не было своей «специфики». Их у нее целых две. Первая, особенность нынешней кампании состоит в том, что буквально все кандидаты обвиняют друг друга в том, что они ставленники местного одиозного олигарха Владимира Плахотнюка. Вообще Плахотнюк стал для Молдавии своеобразным «злым гением», якобы захватившем всю полноту власти в стране и манипулирующем всеми политиками. Это конечно не так (иначе никакой бы борьбы не было), но вероятно все главные кандидаты заключили с бизнесменом некие соглашения, которые с одной стороны дают им возможность бороться, а с другой решают проблемы олигарха в будущем.

Эта плахотнюкофобия чем-то напоминает ставшее на Украине классическим обвинение всех в том, что они «агенты Путина».

Вторая важная особенность кампании состоит в том, что культ «евроинеграции» не стал в ней главной фишкой. Если посмотреть дебаты главных претендентов на кресло, то все они, кажется, проходят квест по поиску злодея, который украл у страны последний миллиард долларов. 

Почему так. Да все очень просто. В Молдавии «евроинтеграция» по-взрослому началась немного раньше украинской и ее результаты жители страны уже прочувствовали гораздо сильнее, чем их восточные соседи и никаких сантиментов на этот счет уже никто испытывает. Никакого экономического прорыва естественно не произошло и в обозримом будущем не предвидится. Как ездила основная часть населения страны на заработки за рубеж, так и ездит. И будет ездить далее, для чего она уже обзавелась либо румынским, либо российским паспортом (кто смог, конечно). Также отошла на третий план и идея объединения с Румынией. Все прекрасно понимают, что в этом случае проблему Приднестровья не решить, а решать ее надо.

Именно поэтому основным фаворитом кампании стал лидер Социалистической партии Молдавии Игорь Додон, предложивший решить вопрос с Приднестровьем путем федерализации, а решение глобального экономического кризиса путем разворота в сторону Москвы.

Программа лидера социалистов проста. Два главных момента. Первое, нужно провести референдум по федерализации страны и реинтеграции, таким образом, в свой состав Приднестровья. Второе, провести плебисцит по поводу отмены «евроассоциации». И вот это уже интересно.

Что нужно Москве

Москве нужен мир и она хочет отодвинуть угрозу от своих границ как можно дальше. В Молдавии ей надо решить проблему анклава — Приднестровья, причем так, чтобы не толкнуть остальную Молдавию в лапы врага.

А ведь именно этот сценарий и разыгрывался еще с девяностых на этой территории. Решив проблему Молдавии, можно будет подумать.

Вообще, очень похоже, что при помощи Игоря Додона сегодня Москва пытается обкатать на практике один из сценариев возврата бывших республик СССР в зону своего влияния и решения созданных за 25 лет на ее границах проблем. И в первую очередь данная схема может быть использована в Грузии и на Украине. Оба государства имеют схожие проблемы и схожие сложные отношения с Россией, которые надо решать. И если это удастся в Молдавии, то стоит ожидать подобного сценария и на Украине. А потому предлагаю внимательно смотреть за событиями в Кишиневе.