original-8884223

Запасы нефти и газа в Европе неумолимо иссякают. Об этом говорят не только сами страны Старого Света, но и поведение отечественных компаний, сокращающих инвестиции в разработку месторождений региона. Казалось бы, такая тенденция выгодна России, которая теперь сможет нарастить поставки на один из своих традиционных рынков. Но, как выяснил Лайф, не всё так просто…
Вовсю трубящая о своей «энергонезависимости от России» Европа начинает испытывать проблемы с собственной добычей. Об этом свидетельствуют попавшие в распоряжение Лайфа данные BP. За последние несколько лет многие страны, особенно это касается Восточной Европы, сократили добычу на 20—30% и теперь вынуждены наращивать поставки из и без того слабеющей Норвегии, а также стран Персидского бассейна, Африки и России. 
Добыча Норвегии и Англии «на последнем издыхании»

Если посмотреть на Европу через призму мировой нефтедобычи, то вроде всё не так плохо. За последние 10 лет её доля в мировой добыче чёрного золота изменилась всего на пару процентов — с 9% в 2006 году до 7% в 2016-м. Видно, что крупным производителем Старый Свет никогда не был. Но об этом можно было бы и забыть, имей самый продвинутый в мире континент возможность хотя бы частично положиться на свои ресурсы. В реальности же с каждым годом делать это становится всё сложнее.

По данным британской BP, с 2006 года европейская добыча нефти упала на рекордные 34% — с 253 млн тонн до 169 млн тонн. По большому счёту, брать нефть особо неоткуда: добывают только Норвегия — 88 млн тонн — и Англия — 45 млн тонн. Но перспектив у Великобритании с её выработанными шельфовыми месторождениями почти нет. На Норвегию, как ранее узнал Лайф, тоже полагаться было бы наивно. В 2015 году она принесла Европе на 35% меньше чёрного золота, чем 10 лет назад, свидетельствуют данные BP.

Остальные сравнительно крупные добытчики тоже, как ни пытаются, имевшиеся объёмы удержать не могут. Так, у Дании добыча уже упала на 53%, у Британии — на 41%, у Румынии — на 20%.

— Многие месторождения уже выработаны, все открытия за последние четыре года принесли лишь 2% в суммарную добычу региона, — пишут аналитики BMI Research. — Компаниям остаётся лишь разрабатывать «старые гиганты», так как новые проекты всё чаще оказываются «сухими».

С такими проектами сталкивались многие европейские компании, больше всего «пустых» открытий оказывалось в западной части шельфа Норвегии и в Восточной Европе, замечает в разговоре с Лайфом специалист по рынку ЕС из Оксфордского института энергетических исследований (ОИЭИ) Дэвид Ладезмо.

— Lundin Petroleum, ConocoPhillips, Norse Energy, Centrica — список компаний, разочаровавшихся в открытии новых месторождений, можно продолжать бесконечно, — перечисляет собеседник. — Дело в том, что бурить на суше уже никто не хочет, применять гидроразрыв пласта нельзя, поэтому все идут на шельф. Часто идут вслепую, оперируя только данными, полученными от властей. А они, как вы понимаете, могут нередко завышать полученные от геологов сведения.

https://life.ru/t/экономика/919331/rossiia_ili_altiernativa_v_ievropie_konchilis_nieft_i_ghaz