original-8691098

Власти США намерены провести «зачистку» в российских портах. Именно так, по всей видимости, можно расценивать принятое на днях палатой представителей американского конгресса решение, согласно которому Белый дом в рамках действующей системы санкций против КНДР может взять на особый контроль находящиеся в суверенном владении РФ порты Владивостока, Находки и Ванино. Основанием для таких «проверок» якобы является необходимость подтверждения соблюдения торговых ограничений с «опальным» северокорейским режимом.

Однако российские эксперты в один голос заявляют: подобные решения американских властей как минимум провокационны, а как максимум могут послужить поводом для силового противостояния.

В частности, как подчеркнул председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев, если будет реализован «силовой сценарий» – с принудительным досмотром судов, находящихся в указанных портах, – то это может означать ни много ни мало объявление войны…

original-1355534

Карманы Ким Чен Ына

Документ, внесенный республиканцем Эдом Ройсом и демократом Элиотом Энгелем, представляет собой поправки к принятому в прошлом году закону о санкциях против КНДР. Они расширяют полномочия президента США по введению санкций против «лиц, нарушающих определенные резолюции СБ ООН в отношении КНДР». В соответствии с предлагаемыми коррективами глава Белого дома должен в течение пяти лет ежегодно предоставлять в конгресс отчет о портах и аэропортах, нарушающих резолюции СБ ООН в отношении КНДР. При этом каждый такой отчет должен содержать конкретные выводы относительно портов и аэропортов, включая российские – Находку, Ванино и Владивосток, а также порты в Китае, Иране, Сирии (Тартус и Латакию).«Законопроект дает администрации мощный инструмент для того, чтобы перекрыть финансирование КНДР, отлавливая тех, кто ведет бизнес с северокорейским режимом, – уверен Эд Ройс. – Компании из ряда стран, от Сенегала до Катара и Анголы, «импортируют» северокорейских рабочих, которые переводят свою зарплату в Пхеньян, ежегодно принося режиму миллиарды долларов в твердой валюте. Эти деньги Ким Чен Ын использует для развития ядерной и ракетной программы, о чем говорят занимавшие высокие посты перебежчики, с которыми я встречался. Так что давайте ударим по его карману».

original-2569001

Интересно, что согласно той же законодательной инициативе Министерству внутренней безопасности США могут быть предоставлены полномочия по досмотру на американской территории самолетов и судов, которые в течение предыдущего года находились на территории КНДР или которые зарегистрированы в странах с «неудовлетворительным» таможенным контролем.Кроме того, законопроект запрещает судам, принадлежащим КНДР или странам, не соблюдающим резолюции ООН в ее отношении, швартоваться в американских портах и вести деятельность в американских водах. Теперь данный законопроект должен быть утвержден сенатом и передан на подпись Дональду Трампу, после чего он окончательно вступит в силу.

original-1231489

Добро пожаловать. Но посторонним – вход воспрещен

На российском Дальнем Востоке даже видавшие всякое журналисты пока не могут сообразить, как реагировать на эту новость: как на неудачную шутку либо как на пример непонимания ситуации. Например, владивостокская деловая газета «Золотой Рог» обращает внимание на то, что порт краевой столицы – это не один объект, а как минимум два: морской торговый и морской рыбный порты. Что из этого собралась контролировать администрация США? Аналогичная ситуация по Находке – здесь также есть и морской торговый и морской рыбный порты. Так куда в конечном итоге придут «контролеры»?Не стоит забывать, что порты на наших дальневосточных рубежах – это еще и традиционные места базирования кораблей российского Военно-морского флота. Каждый, кто бывал в том же Владивостоке, подтвердит: гражданские суда в бухте Золотой Рог соседствуют здесь с боевыми единицами ТОФ, пришвартоваными в той же акватории. И это не случайно: бухта не замерзает, имеет закрытый рейд, а сам порт соединен с развитой железнодорожной сетью. Трудно даже представить, что какие-нибудь рейнджеры или «морские котики» возьмутся проводить проверку в заливе. Флотские офицеры, которых автор этих строк попросил прокомментировать исход подобной операции, только покрутили пальцем у виска: такое во Владивостоке в принципе невозможно.

original-6741373

Объектом федерального значения является и Находкинский порт, расположенный в заливе Находка на северо-западном побережье Японского моря. Навигация здесь открыта круглый год. К слову, порт входит в крупнейший портово-транспортный узел России на Тихом океане – «Восточный – Находка». Как и Ванинский порт, этот транспортный узел является особо важным инфраструктурным объектом для страны. Какой-либо посторонний контроль, незаконное вмешательство со стороны иностранных государств, а тем более подкрепляемое силовым давлением здесь невозможно в принципе.К слову, Морская доктрина России недвусмысленно дает понять, что защита гражданского судоходства является прямой обязанностью ВМФ. В Минобороны России отмечают, что к основным задачам Военно-морского флота относятся «защита военными методами суверенитета РФ, распространяющегося… на внутренние морские воды и территориальное море, суверенных прав в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а также создание и поддержание условий для обеспечения безопасности морехозяйственной деятельности РФ в Мировом океане».

original-4749203

Страсти по контролю

Первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по обороне Герой России Андрей Красов полагает, что американский законопроект как минимум не вписывается в общую концепцию сохранения международной безопасности.«С какой стати Америка возложила на себя обязанности, кто ее наделил такими полномочиями по контролю морских портов нашей страны? – недоумевает парламентарий. – Мы не просили, международные организации не наделяли. Вообще, позиция администрации США сейчас сводится к бряцанию оружием. Бряцают в Европе, на Ближнем Востоке, теперь начинают бряцать в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Отмечу, что на все недружественные шаги в отношении России и ее союзников администрация США получит симметричный адекватный ответ. Ни один американский корабль в наши воды не войдет».

original-7015669

Законопроект палаты представителей США, обязующий американскую администрацию взять на контроль дальневосточные порты, нарушает международные нормы и находится за гранью реальности. Таково мнение директора Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта при МГУ Юрия Рогулева.«В рамках международных норм права такой контроль невозможен, – отмечает эксперт. – Американцы могут смотреть за работой портов, пожалуй, только из космоса. Но, конечно, доказать, что судно идет в Северную Корею и везет туда что-то запрещенное, они не смогут. В общем, реализовать нормы законопроекта будет крайне трудно. Порты являются коммерческими структурами, у них есть акционеры, национальная принадлежность. Они находятся на территории суверенного государства. Вводить какие-то правила по досмотру судов на их территории американцы не смогут».

original-5749217

В свою очередь, руководитель Института стратегических оценок Александр Коновалов отмечает, что, хотя законопроект и не является актом прямого нападения на Россию, он вынуждает ее на ответные действия. «Это ограничение нашего суверенитета, – полагает эксперт. – Наши корабли в соответствии с документами, регламентирующими свободу судоходства, могут плыть куда угодно. И останавливать их, а потом еще и досматривать нельзя, если, конечно, они не везут большую партию наркотиков.Но это уже другая история… Как, к тому же, реализовать такой контроль? Досматривать все суда? А что будет, если они не подчинятся, не будут реагировать на требования? Мы, конечно, не заинтересованы в том, чтобы Северная Корея создавала ракеты, начиненные ядерными боеголовками. Но мы и не хотим, чтобы наши порты блокировались или чтобы вводился запрет для иностранных судов заходить в них без досмотра».

original-5983491

Непокоренный Владивосток

Между тем в столице Приморья скептически и даже с юмором относятся к перспективам обрести неожиданных «контролеров» в лице непрошеных заокеанских гостей. В частности, глава фирмы «ИнвестСтройТрест» Владимир Баранов заявил журналистам, что не собирается отказываться от планов приступить с середины мая этого года к обслуживанию регулярных грузопассажирских маршрутов между Владивостоком и северокорейским портом Раджин.«Физически США никак не смогут контролировать наш порт, для этого надо прийти к его начальнику, запросить документы, – отмечает бизнесмен. – Этого, конечно, не будет. А что может быть, так это «ужимки», доносы, вбросы о якобы найденном грузе. Думаю, что это блеф со стороны США, которые пытаются дать понять, что контролируют весь мир. Мы будем перевозить то, что нам надо».

original-8441525

Решение палаты представителей США никак не повлияет на работу портов во Владивостоке и в Находке. В этом убежден научный сотрудник Института США и Канады Владимир Батюк. «Эта законодательная инициатива – полный бред. Никаких механизмов для ее реализации нет. И это никак не скажется на работе портов на Дальнем Востоке. Это решение может начать исполняться, только если дальневосточные порты будут оккупированы американскими судами. Тогда да, у американцев появится возможность проверять груз. Как они хотят это делать сегодня, я не очень представляю».Экономисты видят пока только один путь организации какого-никакого контроля американцами российских портов – покупку акций. В частности, как считает директор Института международного бизнеса и экономики Владивостокского государственного университета экономики и сервиса профессор Александр Латкин, «если бы какой-то процент акций порта принадлежал представителям американской стороны, тогда можно было бы предположить, что это возможно». «Но сейчас, насколько я знаю, все акционеры наши. Так что со стороны США это все же политический ход. Для контроля наших портов у них нет ни нормативных, ни экономических, ни правовых оснований», – подытоживает он.

Дмитрий Сергеев

https://goo.gl/u2i3hd